До Рождества и Нового года - рукой подать, но итальянцам пока не до праздников. В этом году жителям Апеннин явно не везет: в последние недели природа отметилась целой серией стихийных бедствий - землетрясением в южной части страны - в области Апулия, наводнениями и обвалами на севере, в результате которых десятки людей погибли, сотни были ранены и тысячи остались без крова.
Казалось бы, на все это - воля Божья, ведь землетрясения и наводнения непредсказуемы. Но в Италии в таких случаях можно услышать крылатое выражение: "Piove, governo ladro!" ("Дождь льется, проклятое правительство!").
Чужестранцев это удивляет: ну при чем тут правительство? Но мои соотечественники уверены в том, что и при таких аномалиях не обходится без политики. Природные катастрофы лишь отчасти происходят по вине природы. Италия горная и в геологическом отношении нестабильная страна. Большинство кабинетов, чередовавшихся после конца Второй мировой войны с ужасающей регулярностью примерно по одному в год, почти ничего не делали для надежной защиты населенных пунктов от бушующих стихий. Вдобавок в Италии практически развалилась гидрогеологическая служба, а сейсмологические карты безнадежно устарели.
В связи с катастрофой в Сан Джулиано ди Пулья громкий скандал разразился по той причине, что из 30 погибших 27 - это дети, оказавшиеся под развалинами рухнувшей школы. Хотя еще с древнеримских времен известно, что весь юг Италии представляет собой сплошную сейсмологическую зону, эта школа, как и многие другие здешние здания, была построена в 1960-е гг. без использования антисейсмических материалов.
Но не только природа капризничает в последние недели. Как раз накануне рождественско-новогодних праздников над десятками тысяч рабочих Италии нависла угроза лишиться средств к существованию. Крупнейшее предприятие страны - автомобильный завод "ФИАТ", судя по всему, надолго свалился в глубокий кризис. Детище династии предпринимателей Аньелли "ФИАТ" многие годы был своего рода символом успехов национальной экономики, красой и гордостью итальянцев. Это предприятие хорошо известно и в России: в 1960-е годы оно построило завод в Тольятти, нынешний "АвтоВАЗ".
Но с тех пор как патриарх и олигарх автомобилестроения Джанни Аньелли по возрасту и состоянию здоровья отстранился от текущих дел, "ФИАТ" стал терять былой блеск. Свою роль играет, конечно, и мировой экономический кризис, сокративший перспективы экспорта, но в то же время новое руководство предприятия не сумело проявить достаточно инициативы и новаторства. Прибыли предприятия катастрофически падают, и хотя на подмогу подоспел американский "Дженерал Моторс", положение не выправляется.
План реорганизации производства, предложенный администрацией, предусматривает значительное сокращение кадров. Тысячи рабочих и служащих окажутся на госиждивении, получая поначалу около 80% зарплаты, но потом, если не будет найден выход из кризиса, всем им грозит безработица.
По призыву профсоюзов рабочие отреагировали на предстоящие сокращения энергичными акциями протеста. Проходят бессрочные забастовки в заводских цехах, трудящиеся заняли аэропорт в Палермо, заблокировали главные пути сообщения, автострады и железную дорогу, профсоюзы других отраслей объявили забастовки солидарности.
Чем же в этих "боевых" условиях занимается правительство Италии? Министры явно растерялись, причем уже не в первый раз. А хваленый за рубежами страны премьер-министр по совместительству олигарх и партийный босс Сильвио Берлускони вновь демонстрирует свою беспомощность во внутриполитических вопросах.
Он не раз заявлял, что для управления страной не нужно политических навыков. В его концепции государство не что иное, как большое предприятие. Берлускони обычно так и выражается: "Azienda Italia", то есть "предприятие Италия", и считает, что страной можно управлять на основе тех же критериев, с помощью которых управляют фирмой. Если он, мол, преуспевал как предприниматель, то обязательно будет преуспевать и на посту премьера.
Однако не тут-то было! Отсутствие должного опыта и излишняя самоуверенность премьера и его коллег по кабинету особенно выпукло проявились именно в связи с кризисом "ФИАТ". Вместо того чтобы проявить гибкость и найти удовлетворяющее все стороны компромиссное решение, Берлускони начал давать советы руководителям "ФИАТ". "Если бы я не был премьером, - заявил он, - я бы выдвинул свою кандидатуру на пост гендиректора "ФИАТ" и за короткий срок привел бы дела в порядок".
Подобным высказыванием Берлускони лишь вызвал раздраженную реакцию менеджмента туринского предприятия, который в коммюнике резко посоветовал ему не в свои сани не садиться. В результате с грехом пополам какое-то подобие соглашения между "ФИАТ" и правительством достигнуто, но профсоюзы подвергли его обструкции.
Отсутствие политического опыта и чутья у Берлускони проявляется и в его неумении посредничать между весьма противоречивыми партнерами по правительственной коалиции. Кроме его партии "Форца Италия" в коалицию сейчас входят две противоположные по своему характеру и своим корням партии - национально-патриотический, "постфашистский" "Национальный альянс" (НА) под руководством вице-премьера Джанфранко Фини и федералистская "Лига Севера" (ЛС), которой управляет министр по делам государственной реформы Умберто Босси. ЛС образовалась в 1990-е годы под знаком полемики против римского централизма и коррупции, с лозунгами "Roma ladrona", "Рим - логовище грабителей". В начальной фазе своего становления ЛС выступала даже с сепаратистских позиций, требуя отделения Падании (более развитой северной части Италии) от более отсталых центра и юга.
Теперь Босси предлагает провести так называемую деволюцию (от английского "devolution"), означающую передачу в ведение автономных областей целого ряда функций прежде всего в области образования и здравоохранения. Это предложение сталкивается с унитаристскими установками НА. В результате на обсуждение парламента выдвинут весьма запутанный законопроект, против которого рьяно выступает оппозиция и который рискует превратиться в настоящего "овцебыка".
Столь же несообразным оказался и закон о бюджете на 2003 год, многие установки которого противоречат друг другу. Одобрив поначалу этот закон, депутаты парламента теперь подвергают его все новым поправкам и дополнениям. Попутно они приняли в последние недели три новых закона, которые могли бы помочь премьеру и его приближенным уклониться от уголовной ответственности за былые грешки на предпринимательском поприще.
Как ни старался Берлускони в последние месяцы "отмыться", в новый год он вступит, судя по всему, так и не разрешив "конфликт интересов". Последний вытекает из того факта, что премьер владеет частной фирмой "Фининвест", ядром которой является крупнейшее частное телевидение страны с тремя каналами. В настоящее время Берлускони в состоянии контролировать общественное телевидение РАИ и свою телекомпанию, в результате чего 90% телеинформации в Италии фактически сосредоточено в одних руках, и чьих руках - премьерских!
В течение нескольких месяцев Берлускони совмещал функции шефа кабинета и министра иностранных дел и лишь недавно на этот пост назначен Франко Фраттини. Именно в области внешней политики все отмечают наибольшие успехи итальянского премьера. Он приложил немало усилий для ускорения процесса интеграции постсоциалистических стран в евроатлантическую систему. В значительной степени его заслугой является сближение России и НАТО, приведшее в мае этого года к саммиту в Пратика ди Маре, под Римом, в котором при участии Владимира Путина и Джорджа Буша было санкционировано образование Совета Россия-НАТО, поднявшего роль Москвы в западных военно-политических структурах.
Однако всем ясно, что на одних лишь внешнеполитических достижениях популярности у избирателей не заработаешь. Поэтому Берлускони - согласно утечке информации из его окружения - намерен в начале 2003 года предпринять ряд эффектных шагов для разрешения главных внутренних проблем. Пока же министры рекомендуют согражданам не слишком тратиться на праздничные подарки.
Милан