Ранее ожидалось, что заключительное заседание национальной ассамблеи Афганистана Лойя джирги будет проведено 17 июня. Планировалось, что к этому времени все спорные вопросы будут разрешены и уже на утреннем заседании Хамид Карзай объявит "компромиссный" способ комплектования переходного парламента. Более того, уже назывался и кандидат на пост спикера - Кануни.
Однако ни к каким договоренностям тогда прийти так и не удалось. Делегаты многочисленных афганских племен, собравшихся в Кабуле на Лойя джиргу, проголосовали за продолжение работы сессии. С большим трудом завершить работу всеафганского форума удалось лишь 19 июня.
Главный результат работы чрезвычайной ассамблеи - Хамид Карзай избран главой переходного правительства Афганистана. Приходится констатировать, что Лойя джирга существенно выбилась из планируемого ранее регламента работы. Выступающие на форуме делегаты были склонны рассказывали лишь о трудностях, переживаемых афганскими провинциями. Лишь после призывов Хамида Карзая сформировать национальный парламент они приступили к обсуждению данного вопроса.
Тут мнения участников сразу разошлись. В частности, председатель Лойя джирги М.Касемьяр внес предложение избрать законодательный орган в количестве 111 человек (по одному человеку от 10 делегатов), в котором 15 мест должны занять женщины, 28 - представители интеллигенции, а остальные - народные избранники от провинций.
С.Самар, представитель женских движений Афганистана, предложила иной вариант - всего 111 человек, по два человека от каждой из 32 афганских провинций, а остальные от общественных организаций, образовательных и правительственных учреждений страны. В свою очередь, представители пуштунских провинций настаивали на принципе "один от каждого уезда".
Прийти к согласию делегатам было очень трудно. С большим скрипом также решался вопрос о законодательной или совещательной роли будущего парламента. Тем не менее Хамиду Карзаю удалось согласовать состав нового правительства страны.
Всеафганский форум сопровождался взаимными обвинениями и криками, а также угрозами со стороны пуштунских делегатов вообще покинуть заседания. Почему афганцы договаривались с таким трудом? Возможный ответ может быть проиллюстрирован картой-схемой Афганистана, на которой очерчены зоны влияния полевых командиров. Заметно, что явного превосходства нет ни у одного движения. Этим во многом и объясняется непродуктивность работы джирги. Кроме того, в немалой степени дебаты осложнялись лингвистической проблемой. В Афганистане два основных языка - пуштунский, на котором говорят пуштуны, и дари - диалект персидского, на котором говорят или который по крайней мере понимают практически все остальные жители страны. Во время заседаний Лойя джирги объявления о процессуальных вопросах регулярно делались на дари, что вызывало тревогу среди пуштунских делегатов, многие из которых этого языка вообще не понимают.
Уже просматривается и облик будущего государства. Депутаты Лойя джирги одобрили предложение одного из сторонников бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани Абусаяфа об установлении в стране главенства исламского права - шариата и потребовали от Хамида Карзая выполнения этого решения. Однако даже такая работа Лойя джирги устроила в Афганистане далеко не всех. Южную провинцию Кандагар в ходе заседаний национальной ассамблеи охватили народные волнения. Еще накануне Лойя джирги губернатор Кандагара Гуль Ага Шерзой пообещал поднять всю провинцию, если совет старейшин оставит у власти Хамида Карзая, а не вернет престол королю Захир Шаху. Это свидетельствует о том, что после окончания Лойя джирги переходному правительству Хамида Карзая придется приложить немало усилий, чтобы доказать свою легитимность.