На фото БДК проекта 11711 "Иван Грен". Фото сайта wikipedia.org
Минобороны начало разработку нового самолета с вертикальными взлетом и посадкой. Об этом заявил сегодня вице-премьер Юрий Борисов на открытии военно-технического форума «Армия-2018». По его словам, проект включили в Госпрограмму вооружений по поручению Верховного главнокомандующего, то есть президента Владимира Путина.
«Сейчас ведутся работы над концептуальной моделью, прототипами. Безусловно, это будущее. Для всех типов авианесущих кораблей необходим будет новый парк летательных аппаратов. Именно для этого используются различные технологии, которые позволяют обеспечить укороченные взлет и посадку либо просто вертикальный взлет. Концептуально такие работы ведутся в Минобороны с прошлого года», – сказал вице-премьер, в недавнем прошлом, кстати, заместитель министра обороны.
И тут появляются сразу несколько вопросов. Буквально вчера министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что «вопросы, связанные со строительством авианосца для ВМФ России, в настоящее время находятся в стадии обсуждения, а по вопросу строительства вертолетоносца могу точно сказать, что вертолетоносцев в чистом понимании этого слова строить не будут». Понятно, что гражданский министр лучше морского ведомства (со всеми его адмиралами) знает, что нужно современному военному флоту России. Потому что, как говорил мой первый командир корабля, «не всякий способен оторвать тральщик от стенки, но все готовы командовать флотом».
Но если не будет вертолетоносцев, а вопрос о строительстве авианосцев подвешен, похоже, на долгие годы, зачем Российской армии (и уж тем более флоту) самолет вертикального взлета и посадки? Откуда он будет взлетать? По словам Мантурова, носители вертолетов должны присутствовать в разных категориях кораблей и судов ВМФ, например, на десантных кораблях. Беда в том, что, во-первых, для этого нужно только построить совершенно новые корабли, причем не маленькие, во-вторых, ВМФ РФ с большими задержками получает даже те корабли, которые заложили давным-давно. Даже корабли «москитного флота», на который сделали ставку наши адмиралы, строятся с трудом (Адмиралы России решили воевать на мелководье). На боевую службу в Средиземное море отправляются малые ракетные корабли, которые при шторме в 4-5 баллов уже не способны выполнять боевые задачи.
Новый (весьма условно, так как строили его много лет) десантный корабль «Иван Грен», которого ввели в эксплуатацию только этим летом, может взять на борт максимум пару вертолетов Ка-29, но их нельзя сравнивать с Ка-52К. И, понятное дело, самолет с вертикальным взлетом и посадкой этому кораблю нужен, как мертвому припарки.
В то же время ВМС США, кстати, оперируют восемью огромными десантными кораблями «Уосп», которые могут нести по четыре десятка вертолетов CH-46 и почти 2 тысячи морских пехотинцев каждый.
Кстати, о создании перспективного палубного истребителя укороченного или вертикального взлета и посадки Юрий Борисов говорил еще в ходе Международного авиакосмического салона-2017 (Зачем Минобороны РФ решило создать свой "Харриер"). Но без особой аргументации.
В свое время в СССР создали самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38. Его приняли на вооружение ВМФ СССР, но самолет имел очень низкую тяговооруженность и был оснащен сразу тремя двигателями. Конструкторам пришлось максимально облегчить машину, с нее даже сняли бортовую РЛС (!). Двигатели не хотели работать синхронно, в условиях южных широт они просто не заводились. Самолет мог взять на борт только бомбы небольшого калибра и неуправляемые ракеты, что уменьшало его боевую ценность практически до нуля. С этими самолетами постоянно случались катастрофы. Кроме того, для уменьшения взлетной массы Як-38 был вынужден брать ограниченный запас топлива, что значительно уменьшало его радиус действия. Если говорить честно, он был просто смешным.
Теперь, похоже, наступаем на те же грабли. Авианосцы и вертолетоносцы строить никто не собирается, а русские «Харриеры» (самолеты вертикального взлета и посадки ВВС Великобритании) уже начинаем разрабатывать. Понятно, что Россия сегодня не способна строить корабли дальней океанской зоны (Россия разучилась строить большие корабли океанской зон), а ведь только для таких и нужны данные самолеты.
Получается, что некое конструкторское бюро получит многомиллионный заказ, что-то там нарисует в эскизном плане и вся эта история закончится, как говорится, пшиком. Как бывало уже не раз…
комментарии(0)