Фото Gettyimages
При всей занятости освещением выборов в Бундестаг, брекзита, отношений с новой администрацией США Spiegel («Зеркало») продолжает отмечать 70-летие. Большой вечер с участием Ангелы Меркель состоялся в январе в Берлине. А сегодня главный редактор журнала Клаус Бринкбоймер устраивает прием по случаю юбилея Spiegel в Москве. Одновременно он представит нового руководителя московского представительства издания Кристиана Эша и нового корреспондента Spiegel online Кристину Хебель.
В мире прессы гамбургский еженедельник выделяется авторитетом. В ФРГ это не просто журнал, а понятие. Даже в некотором смысле государство в государстве. Тираж около 850 тыс. Информацию и суждения, как правило, подхватывают многие другие СМИ. Влияние журнала на общественное мнение несомненно. Но было бы наивно утверждать, что «Зеркало» при этом не допускает кривизны. Скажем, при взгляде на современную Россию, но не только. Случалось, публикации выводили из себя канцлеров. Вилли Брандт в сердцах назвал Spiegel «чертовым листом». Гельмут Коль отказывался иметь с редакцией дело. А осторожная Ангела Меркель предупреждает, что, открывая номер журнала, никто не знает, чего от него можно ожидать.
Конечно, не знают этого и в мире, но читают, что пишет известный «бренд» о Германии, европейской и международной политике, регионах и странах. Что касается России, то публикаций о ней за 70 лет, если собрать, – тома. И в наше время интерес журнала (видимо, и его аудитории) к тематике Москва–Берлин, политика Кремля, президент Владимир Путин, судя по всему, не ослабевает. А может быть, в какой-то мере даже возрастает.
За годы работы корреспондентом в ФРГ автору этих строк довелось общаться со многими шпигелевцами – как правило, очень «подкованными» профессионалами. Основателем, издателем и первым главным редактором журнала был Рудольф Аугштайн – интеллектуал, политик, публицист, признанная величина в журналистике. Он знал, что такое война, и определял линию журнала против гонки вооружений и планов «приобщения» бундесвера к атомному оружию.
С объединением и торжественным отказом новой Германии от владения им, производства и т.д. тема была вроде бы снята. Но вдруг оказывается, что поднятая почти сразу после рождения бундесвера в 1950–60-е годы, она все-таки теплится в закулисье немецкого натовского фундаментализма. И не случайно теперь уже Якоб Аугштайн, кстати, приемный сын Рудольфа, поднимает тревогу о «немецкой бомбе», как озаглавлена на днях его колонка в Spiegel. На его взгляд, вся нынешняя круговерть с наращиванием расходов на бундесвер, выдвижением его подразделений к российским границам, пропагандистской обеспокоенностью утратой защищенности ядерным потенциалом США грозит привести к тому, что «если так пойдет дальше, как бы Германия не стала ядерной державой».
Берлин готов к наращиванию военного бюджета с нынешних 39 до 65 млрд долл. в год. Автор называет это безумием, подчеркивая, что лично канцлер дала американцам обещание резко поднять немецкие оборонные расходы. На что же нужны такие деньги, спрашивает Аугштайн и отвечает: «Например, на ядерные бомбы». И напоминает, что «высший польский толкач» и лидер правящей партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский уже потребовал европейской бомбы (см. «НГ» от 08.02.17). Чтобы «быть вровень с Россией».
Bild-Zeitung, говорится в статье, идет дальше. Газета вопрошает: «Получит ли Германия собственное атомное оружие?» Ибо без защиты США Европа окажется беспомощной, имея лишь 512 (очевидно, французских и британских) ядерных боеприпасов против 7 тыс. у России. До сих пор считалось, напоминает Аугштайн, что родина Холокоста должна держать руки подальше от ядерного огня. А в будущем? – не уверен автор. Ведь неоднократно всплывали размышления насчет участия немцев во французских ядерных ударных силах. А еженедельник Zeit цитировал сетования некоего «эксперта в ядерной области» о слабости немцев, разучившихся мыслить ядерными категориями.
Статья предупреждает о пагубности возвращения к паранойе холодной войны. В свое время министр обороны Франц-Йозеф Штраус пробивал планы атомного вооружения бундесвера. Spiegel воевал с ним. В Бундестаге кипели жаркие дебаты. Однажды в них впервые с парламентской речью выступил будущий канцлер Гельмут Шмидт. Обращаясь к сторонникам атомного оружия, он предупредил: «Вы будете сидеть на груде развалин и скулить, что такого не хотели». Очень звучит своевременно. Как и статья о «немецкой бомбе».