Фото Gettyimages
Во внешнеполитической части речи канцлера Ангелы Меркель, произнесенной на завершившемся вчера съезде Христианско-демократического союза (ХДС) в Эссене, выделяется одно высказывание. «НГ» уже ознакомила с ним читательскую аудиторию (см. номер от 07.12.16). Но оно настолько необычно для германской политики последних лет, что его не мешает повторить. А именно: «Мы имеем дело с ситуацией в мире, особенно в свете американских выборов, в которой подходы в мире должны быть заново сформулированы, прежде всего к таким важным вещам, как НАТО и отношения с Россией».
Пассаж сконструирован сложно. Но в нем обозначены основные критические моменты уравнения Запад–Восток. Это опасные нелады в мире, значение американских выборов и близящегося президентства Дональда Трампа. Но главное – констатация необходимости пересмотра и обновления «подходов в мире». И что для нас еще более интересно, в первую, как сказано, очередь это должно касаться таких «важных вещей», как НАТО и отношения с Россией.
Напрашивается вопрос: не ставит ли канцлер крест на конфронтационных заветах Барака Обамы, с которым солидаризировалась недавно? Если так, то это был бы, по немецкой поговорке, «крепкий табак». Впрочем, существенны не речевые сентенции, а реальная оценка как нетерпимых, так и новых обстоятельств в мире и Европе.
В этой связи примечательно, что в эссенской речи Меркель не стала зацикливаться на уже неприличном повторении тезиса о важности диалога с Москвой, а заговорила о задаче заново сформулировать отношения с РФ. И если немецкая политика действительно повернется лицом к России, то наверняка встретит готовность Кремля к нормализации партнерства. Причем, как мне представляется, не меньшую, чем с Соединенными Штатами, и, пожалуй, проще реализуемую. Поскольку начиная с высшего уровня многие каналы связи Берлин–Москва и фундамент отношений имеются.
Что касается дел с Россией, то они в какой-то степени связаны с приближением года выборов в бундестаг. На съезде в Эссене Меркель и ее окружение приукрашивать ситуацию не стали. Напротив, подчеркивались поляризация общества и непредсказуемость предвыборной обстановки, какой в объединенной Германии за четверть века еще не знали.
Надежду на сохранение и продление своей власти консервативный лагерь, однако, не утратил. Но придется отчаянно бороться за каждого избирателя, в том числе за критика антироссийских санкций. Если же взглянуть на рейтинговые показатели только Левой партии и «Альтернативы для Германии», которые отвергают санкционный курс, то за ними в совокупности стоит не менее 20% электората. Много сторонников оздоровления отношений с Россией среди социал-демократов, части зеленых, да и в самой христианско-демократической среде. Наверное, эти аспекты не упускают из вида стратеги партии Меркель.
К сожалению, кроме общего признания необходимых пересмотров, съезд в Эссене не прояснил, что конкретно собирается предпринять демо-христианский блок на внешнеполитических направлениях – США, Европа, НАТО, Россия. Хотя это напрашивалось, коль скоро Меркель констатировала, что имеется ощущение: «мир трещит по швам». Быть может, какие-то заготовки в Берлине есть, но считаются преждевременными, пока не обкатаны с еще не вселившейся в Белый дом администрацией Дональда Трампа.
В основном Меркель беспокоилась о Европе, имея в виду кризис ЕС. И здесь новых инициатив не просматривалось. Это были повторы известных подходов с неизменной категоричностью. Так, канцлер вновь не оставила Лондону надежд на еэсовские послабления после брекзита. Накануне переговоров о выходе Британии из ЕС она жестко напомнила, что без свободы передвижения людей, товаров, капиталов и услуг британские упования на льготы не подлежат обсуждению.
Меркель не отходит и от координат своей миграционной политики в ЕС, будь то квотирование, заключение договоров с африканскими странами по модели ЕС–Турция и т.д. Непреложной задачей остается сохранение и всемерное укрепление ЕС с определяющей ролью Германии. Наряду с обещанием немцам не допустить повторения миграционной лавины 2015 года Меркель заверила европейцев, что не допустит нового кризиса еврозоны.
Меркель привела высказывание канцлера Гельмута Коля о том, что «Европа была и остается проблемой войны и мира». Но странным образом свела ее к защите и сохранению ценностей Германии, Европы и трансатлантических партнеров. Проблему проблем, а именно обеспечение безопасности Европы, этим контекстом ограничивают Западом. Но быть может, время покажет, что имела в виду Меркель, говоря с оттенком сенсации о необходимости новых подходов к мировым и европейским делам.
В остальном съезд в Эссене выполнил свою главную задачу. Он в очередной раз избрал Меркель председателем ХДС. Триумфом это не стало. Переизбрание поддержали 89,5% делегатов, а двумя годами раньше это были 96,7%. Против высказалась почти 10-я часть из 1001 списочного состава делегатов. Не обошлось и без критики миграционной политики Меркель, остающейся больной темой для общества. С политической же точки зрения существенно подтверждение ее верховенства как в партии, так и в избирательной кампании 2017 года с заявкой на ее же четвертое канцлерство.