Фото Gettyimages
Немецкая пресса констатирует, что в партиях и обществе растет нервозность. До выборов в бундестаг уже меньше года. Но электорат, политические и экономические круги не знают, кто станет претендентом на канцлерский пост от христианских и социал-демократов – главных соперников предвыборного марафона.
Много ближе выборы нового президента ФРГ. Они назначены на 12 февраля. В СМИ по этому поводу продолжается кандидатская чехарда. В ближайшие дни партии правящей коалиции опять попытаются найти консенсус. Но фигуры, которой было бы обеспечено необходимое большинство голосов в Федеральном собрании, не видно.
Наконец, немалое внимание сосредоточено на ситуации в консервативном блоке. 4 ноября в Мюнхене откроется съезд баварского Христианско-социального союза (ХСС). А 9 декабря в Эссене состоится такой же форум Христианско-демократического союза (ХДС). Причем с выборами руководства и лидера партии. Оба мероприятия имеют предвыборный прицел. Но известные противоречия между партиями и их лидерами Ангелой Меркель и Хорстом Зеехофером если и несколько сглажены, то далеко не полностью, особенно в миграционной политике. А от этого зависит степень их взаимодействия в избирательной кампании.
Объявленное на днях намерение президента США Барака Обамы посетить 16 ноября Берлин свалилось на немцев как снег на голову. Меркель уже попрощалась с ним на саммите НАТО в Варшаве. Для чего в немецкой столице ему организуется (как в апреле в Ганновере) мини-саммит с лидерами Германии, Франции, Италии и Великобритании? Что он может сказать, если в США будет новый президент? Затея заведомо пустая. Разве что символически поддержать Меркель в неясный момент ее судьбы, завещая держаться курса НАТО и антироссийских установок.
Сомнительно, что это может быть дельным советом в преддверии выборов-2017. Согласно данным опроса института Forsa по заказу журнала Stern, более трети респондентов не исключают военного конфликта с РФ, но подавляющее большинство (64%) не испытывают таких опасений. А 84% жителей ФРГ, приводит цифры опроса Deutsche Welle, поддерживают намерение Меркель продолжать поиск возможностей диалога с Владимиром Путиным. И лишь 14% полагают, что вести с ним переговоры сейчас не имеет смысла. А еще один свежий опрос института Insa для журнала Cicero удивляет тем, что будь сегодня прямые выборы канцлера, верх одержала бы не Меркель, а глава МИДа социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, известный как сторонник партнерства с Россией.
Ближайшие соратники Меркель все нетерпеливее требуют, чтобы она наконец объявила о согласии возглавить блок ХДС/ХСС на выборах. Но она упорно молчит, и, очевидно, неспроста. Накануне съезда ХСС для Меркель остро стоит вопрос: будет ли гарантирована поддержка баварской сестринской партии? В понедельник руководство ХСС разослало программу съезда, где нет пункта о непременном на всех былых форумах ХСС приветственном выступлении председателя ХДС Ангелы Меркель. Как сказал Зеехофер, ему не хотелось бы, чтобы при неизжитых межпартийных спорах съезд проявил неуважение к главе сестринской партии и федерального правительства. Правда, оговорился он, вопрос о приглашении еще рассмотрят в начале следующей недели. А в начале текущей, сообщает Bild-Zeitung, в президиуме ХДС обсуждали контрмеру в виде неприглашения Зеехофера в Эссен.
В отличие от предыдущих избирательных кампаний у Меркель нет абсолютной уверенности в успехе. И тем более гарантии, что при ожидаемом новом раскладе политических сил в бундестаге ей удастся остаться у власти. Особую важность поэтому приобретает вопрос о том, кто станет следующим президентом ФРГ. В прерогативах главы государства – формирование правительства. В этой связи в истории сохранился любопытный факт. Когда после выборов 1969 года сильнейшая фракция христианских демократов настойчиво тянула одеяло власти на себя, лидер социал-демократов Вилли Брандт сообщил об имеющемся у него коалиционном большинстве по телефону президенту Густаву Хайнеману, тоже социал-демократу. И тот сказал: «Вперед, Вилли!»
Обсуждая неясные перспективы 2017 года и дальнейшую политическую судьбу Меркель, в СМИ еще весной поднимался и вопрос, не стать ли ей президентом ФРГ. Вспоминали также, что она способна на крутые повороты. Сейчас это, конечно, неактуально. Меркель сжилась с властью, и нет сомнений, что продолжит бороться за нее. Но теоретически она могла бы, отстранив любого конкурента, с надежным большинством в первом же туре завоевать президентский дворец Бельвю. Кстати, это избавило бы ее от критики, потери рейтинга, необходимости восстанавливать авторитет в Европе, а то и подлаживаться под настроения и требования нового президента США. Но в столь сложные времена ее канцлерский опыт и имидж, на мой взгляд, важнее для Германии, Европы и, пожалуй, России.