Фото Reuters
Вернувшись в понедельник после бессонной ночи брюссельских переговоров, канцлерин Ангела Меркель с ходу провела президиум Христианско-демократической партии и высказала убеждение, что принятые решения по Греции сулят «больше выгод, чем невыгод».
Формула примечательная. Очевидно, Меркель все-таки гложет червь сомнения, чем все это еще обернется. В Греции. В Европейском союзе. Да и в самой Германии.
Кризисная ситуация накатывалась в последние недели как снежный ком.
Афины стояли над пропастью банкротства, будучи не в состоянии вовремя гасить долговые обязательства. Париж начал проявлять симпатии к грекам, направив даже своих чиновников в помощь правительству Алексиса Ципраса при формулировании требуемых кредиторами реформ. Берлинская пресса забеспокоилась, что президент Франсуа Олланд может переиграть Ангелу Меркель. Франция в лице многих представителей высказывалась за частичное списание греческих долгов. МВФ тоже учитывал такую перспективу.
За кулисами небезучастны были и США. Президент Барак Обама связывался по телефону с Алексисом Ципрасом, Франсуа Олландом и Ангелой Меркель. Соединенные Штаты прежде всего беспокоились о Греции как члене НАТО, который может быть ослаблен, а на Крите есть порт для авианосцев.
У Москвы интерес к ситуации Греции связан с ее членством в Евросоюзе, который является главным торговым партнером РФ. Президент Владимир Путин после греческого референдума тоже звонил, но только главе МВФ Кристин Лагард и президенту Франсуа Олланду.
Берлин остался в стороне. Кто знает, может, на это Меркель и ответила на свой лад. Во всяком случае, выступая в понедельник вечером с речью на традиционном ежегодном приеме дипломатического корпуса, она не преминула укорить Россию в аннексии Крыма и поддержать продолжение санкций.
Однако наиболее неотложную проблему Берлину в европейских делах создавал греческий кризис. Он подрывал авторитет канцлерин, и без того пострадавший из-за бессилия положить конец шпионажу США. Меркель, несомненно, требовался рывок в этой обстановке. В Брюсселе он был совершен. Вопрос в том, каким образом и каковы могут быть его последствия.
Конечно, Ангела Меркель была главной фигурой на переговорных бдениях в Брюсселе. Но вот что подмечает обозреватель информканала n-tv.de: «Германия этим летом имеет двух канцлеров – дипломатичную Ангелу Меркель и железного Вольфганга Шойбле». Это его ведомство подбросило к брюссельскому саммиту бомбу в виде идеи временного исключения Греции из еврозоны. Это был прямой шантаж греческой стороны. Несомненно, он сказался на вынужденной уступчивости Ципраса.
Своеобразный ход конем был подготовлен в Берлине тайно. Меркель, разумеется, была посвящена. А для ее европейских партнеров, начиная с Олланда, это было полной неожиданностью, перевернувшей переговорную дискуссию. Не были в курсе и социал-демократические партнеры по большой коалиции, что поставило в двусмысленное положение их лидера и вице-канцлера Зигмара Габриэля.
Полистаем вчерашние немецкие издания.
Многие безоговорочно превозносят Меркель и Шойбле. Но многие и анализируют ситуацию.
Spiegel пишет: «Греция капитулировала, Германия победила – таков печальный баланс. Ибо дипломатия Вольфганга Шойбле означала возвращение Европы к прежним соотношениям господства, при которых более сильный навязывал свою волю. Федеральное правительство за один уик-энд перечеркнуло 70 лет послевоенной дипломатии».
А вот Frankfurter Allgemeine Zeitung. Минувшей ночью, говорится в ней, не было спасено даже единство Европы. С ним все будет продолжаться как прежде. Споры о размерах помощи и пакетах реформ ведут ко все более глубоким ранам, а греческая программа будет углублять их еще три года. В Северной Европе люди будут ругать кредиты, греки – недемократические реформы. Европа выбирает не ужасный конец, а ужас без конца. Упомянем еще французского министра экономики Эмманюэля Макрона, который предупреждает в интервью, что если для укрепления валютного союза не будут предприняты кардинальные меры, то «еврозона через 10 лет перестанет существовать»
Конечно, события могут повернуться иначе. Неизвестно ведь, что сегодня скажут греческий парламент и сами греки, голосовавшие «нет». Как отреагирует Европа и сумеет ли Берлин восстановить былое послушание директивам ЕС. Но в бундестаге готовятся к голосованию по «греческому компромиссу». Предварительно оно состоится в пятницу. Об обещаниях дополнительно не финансировать Грецию некоторые депутаты и фракции напомнят. Кто-то даже проголосует против или воздержится. Но другого выбора у бундестага заведомо нет. Другое дело, что нет и гарантии, что в ЕС и впредь все пойдет так, как хотят в Берлине.