Фото сайта Администрации Волгограда
Волгоград может претендовать на звание столицы русского языка. Первые инициативы и спекуляции на этот счет уже начали появляться на страницах местных газет и в волгоградском сегменте Интернета. Сохраняющий свою актуальность госзаказ на разработку и популяризацию концепции русского мира, стихийно возникшей как побочный эффект неутихающего украинского кризиса, открывает перед городом-героем на Волге новые политико-филологические перспективы.
Появление неожиданных филологических амбиций в бывшем Сталинграде связано с настоящим (по местным меркам) колл-бумом, который город переживает на протяжении последнего года. Волгоград и Волжский – третий по величине город Волгоградской области – обрели всероссийскую популярность в качестве перспективной площадки для развития колл-центров. Спрос на услуги телефонного консультирования по самым разным вопросам бытия открыл новую грань волгоградской жизни, которая имеет далеко идущие политические перспективы.
В течение последних месяцев в Волгограде открылись сразу два крупных колл-центра. В ближайшее время начнет работать еще один. Как сообщают местные издания, в действующих колл-центрах работают свыше 2 тыс. человек – молодых волгоградцев с высшим образованием. При этом ежемесячно на работу в центры принимают еще по 100 человек. Эксперты, знакомые с проблемой, утверждают, что количество вакансий в системе колл-центров практически не ограничено, а перенасыщение этого рынка в Волгоградском регионе в обозримой перспективе не предвидится.
Одна из причин спроса организаторов колл-центров на волгоградскую молодежь в качестве работников – способность говорить на «стандартном» русском языке. Как отмечают специалисты по подбору персонала колл-центров, грамотная русская речь и отсутствие местного говора отличают волгоградцев, что и является одним из факторов при принятии решений по открытию в регионе всероссийских центров по оказанию услуг телефонного консультирования.
Волгоградские филологи утверждают, что ситуация языковой чистоты, сложившаяся в регионе, достаточно уникальна. Хотя в некоторых удаленных сельских районах, где преобладает казачье население, в речи и встречаются своеобразное «аканье», усиленная «г», а сама южная речь обладает достаточно быстрым темпом, считается, что в Волгограде общаются на правильном, почти литературном русском языке.
Причина этого, по мнению филологов, заключается в том, что Волгоградская область является регионом позднего заселения. В силу этого в нем не возникло исторически сложившегося говора, он просто не успел оформиться. Из-за этого представители разных народов и конфессий вынуждены были для общения между собой использовать русский язык. «Причем такой русский, которому их учили в школе – соотносящийся с литературным стандартом, – считает волгоградский филолог Оксана Горбань. – У нас выражена полиязыковость, за счет этого диалектические черты сходят на нет».
Все эти особенности, по мнению волгоградцев, не только привлекают в регион колл-компании, для которых правильный русский язык является непременным условием успешного ведения бизнеса, но и дают право городу-герою на Волге претендовать на статус столицы русского языка. А это уже не только филологическое, но и политическое обстоятельство.
Помимо инвестиционно-экономической привлекательности звание русско-языковой столицы несет с собой крупные политические преференции. Провозглашаемая в качестве одного из столпов новой государственной идеологии России концепция русского мира имеет в том числе и державно-филологическое измерение. Тот город и регион, которые первыми «прислонятся» к новому политическому тренду, санкционированному Кремлем, вправе рассчитывать на высочайшее внимание и содержательную благосклонность. А в период экономических невзгод и бюджетных дефицитов такое внимание для любого региона не менее ценно, чем чистота и литературность русского языка.