Обеды в школьной столовой не всем по вкусу.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Депутаты Думы Нижнего Новгорода усомнились в эффективности системы школьного питания в городе. Они начали проверку Единого центра муниципального заказа, поставляющего питание в большинство городских школ и детские сады. Депутаты выяснили, что цены у этого предприятия-монополиста выше оптовых на 10–20%. Завышенной им показалась и наценка за доставку продуктов в детские учреждения города. Насторожило и то, что центр не предоставил им отчетность о своем финансово-экономическом состоянии. Они намерены продолжить проверку и привлечь для этого Контрольно-счетную палату.
Школьное питание в Нижнем Новгороде превратилось в добровольно-принудительную кампанию. Корреспондент «НГ» провел мини-опрос среди родителей разных школ города и выяснил, что в части образовательных учреждений кормление детей в школьной столовой является обязаловкой. Например, родители не могут просто отказаться от столовой, потому что еда их ребенку не нравится или он не испытывает в ней потребности. Для этого они обязаны принести справку от участкового врача, свидетельствующую, что по каким-то медицинским причинам общественное питание для их ребенка противопоказано. Часть родителей сдается перед школьным авторитетом уже на этом этапе и не отягощает себя походами в поликлинику. Тем более, как выясняется, и медики выдают подобные справки без особого энтузиазма или не делают этого вовсе, потому что им «не разрешают». В других школах классные руководители просто «настоятельно рекомендуют» школьное питание, и родители соглашаются, не решаясь на конфронтацию и не желая создавать проблемы своим детям. Таким образом, школьная дисциплина обеспечивает постоянное финансирование Единого центра муниципального заказа, вызвавшего вопросы у депутатов Нижегородской гордумы.
Этот центр, кстати, существует восемь лет, но был создан для обеспечения автомобильного парка городских предприятий горюче-смазочными материалами. Лишь в последние годы под управление центра перешли районные комбинаты школьного питания, и он стал заниматься обеспечением детей завтраками и обедами.
С тех пор как школьное питание в Нижнем Новгороде окончательно встало на системные рельсы, оно превратилось в скандальную тему. В прошлом году нижегородцы были возмущены введением электронных карт для оплаты школьных завтраков и обедов. Особенно тем фактом, что за процедуру безналичной оплаты по «школьной карте» с них взимались комиссионные. Лишь накануне муниципальных выборов год назад тогдашний мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов комиссионные отменил.
«Зачем заставляют питаться в школе?» – эта тема на днях была поднята и на городском форуме в Интернете. «Что за опция «палкой в рай загонять»? – возмутилась инициатор этого обсуждения, мама нижегородской школьницы, не сумевшая отказаться от принудительного питания для своей дочери. – Кто придумал, что в школе вкусная и свежая еда?»
Тем временем в городе ведется постоянная пропаганда этой системы. Так, 17 октября в школе №185 Нижнего Новгорода прошла выставка-дегустация продуктов школьного питания «Здоровое питание – детям». «Школьное питание должно быть одним из важнейших аспектов модернизации системы образования», – заявил на ее открытии вице-спикер Заксобрания области Евгений Морозов. Тот же Единый центр муниципального заказа занимается систематической пропагандой своих услуг, в частности, организуя в школах семинары о культуре питания. На его сайте размещены также правила, как вести себя в школьной столовой: «┘Сидеть следует прямо, немного наклонившись над столом. Опираться можно только на край стола и только запястьем. Тщательно пережевывай пищу, не торопись...»
«Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу» – максима Ильфа и Петрова. Принудительное кормление в школах – дань еще советской традиции. В те времена в обязательную детскую программу младших школьников входил, например, рассказ «Общество чистых тарелок» из серии «Ленин и дети», написанный управделами Совнаркома Владимиром Бонч-Бруевичем. «Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. Ильич посмотрел неодобрительно...»
Вождь пролетариата неслучайно настаивал, чтобы дети хорошо ели в общественной столовой. Известный психолог Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии (одной из гуманистических школ современной психотерапии), сравнивал принятие пищи с «обретением привычек, отношений, верований и идеалов». Не только еду, но и уроки, авторитеты, нормы поведения мы проглатываем насильно так, что они встают «комом в желудке». Иными словами, как человек приучается есть не потому, что он хочет, а потому, что так нужно, точно так же он приучается и думать, чувствовать, вообще жить. Принудительная еда учит подчиняться.
Вот и Дениска у Виктора Драгунского никак не мог съесть манную кашу, а потом выкинул ее в форточку. Это был бунт, за которым последовало общественное наказание (в их квартиру явился даже милиционер). Отказ от манной каши фактически приравнялся к преступлению.
Кстати, в обмен за съедение каши мама обещала сводить Дениску в Кремль.
Нижний Новгород