Россия «инновационно разгромлена», считает математик Георгий Малинецкий. Модернизация по Медведеву – это «имитация деятельности», считает директор концерна «Наноиндустрия» Михаил Ананян. Ученые утверждают, что Россия не вписалась в пятый технологический уклад. Если она не впишется и в шестой, то «нас не будет».
Термин «технологический уклад» ввел в оборот Сергей Глазьев. По большому счету, теория укладов мало чем отличается от теории инновационных волн Йозефа Шумпетера. И пятый глазьевский, и пятый шумпетеровский циклы должны закончиться во второй декаде XXI века. Однако пятый технологический уклад инертнее пятой инновационной волны: 40 лет против 20-25-ти.
Для Шумпетера центральной фигурой инноваций был предприниматель. Инновация, смена технологических парадигм – его функция. Ускорение шумпетеровских циклов объясняют тем, что компании на каком-то этапе (середина XX века) перестают рассчитывать на изобретателей извне. Они сами начинают изобретать. «Яйцеголовые» становятся органической частью компании.
Российские ученые «поколения СССР» справедливы в своей оценке сырьевой экономики как тупиковой. Справедливы, но совершенно не оригинальны. То же самое говорят Путин, Медведев и Сурков. То же самое говорят, глядя в камеру, члены «Единой России».
В России 2010 года вообще неприлично без энтузиазма высказываться об инновациях, не быть модернизатором в душе. Оксюморонная «консервативная модернизация» у нас уже есть, не за горами модернизация православная, почвенническая, старостильная. Модернизатор у нас каждый первый. При этом ведущий теленовостей, сообщающий о новом скачке цен на нефть, производит впечатление человека, готового надеть праздничный колпак, надуть шарики и радостно дудеть в дудку.
И ведь он не сам по себе такой. Он отражает настроения реального, инертного общества. Все исповедуют медведевскую модернизацию как догмат о Святой Троице, но молятся при этом деревянному стручку.
Российские ученые «поколения СССР» правы, утверждая, что медведевская модернизация – это пока слова и только слова. Но сами они главных слов не произносят. Для них центр инноваций – ученый, который сидит в НИИ или наукограде и которому хронически «не додают». А волны, которые мы пытаемся оседлать, гонят предприниматели. Они суть центр.
В нашей стране предприниматели делятся на две категории. Это либо привилегированные феодалы, живущие на ренту, либо бизнесмены, борющиеся за выживание в условиях монструозной коррупции. Ни те, ни другие не готовы заниматься инновациями.
Власть в России, кажется, понимает, что дело в настроении бизнеса. Но власть не знает, как это настроение менять, полагая, что все беды – от лени, нехватки государственного пинка, отсутствия научно-исследовательских городков чародейства и волшебства. Ученые в лице того же Георгия Малинецкого намекают власти на то, что коррупция не дает России вскочить на подножку уходящего вдаль шумпетеровского поезда. Однако на роли героев они вводят себя, не делясь этим статусом с предпринимателями.
Отечественный бизнес не просто не производит инновации – он даже не ждет их от независимых ученых. Это не пятый инновационный цикл. И не четвертый. И вообще не инновационный, а пассивно-созерцательный. Пора создавать новую теорию, согласно которой Россия будет лидером всех циклов и укладов.
Пусть это будет задание интеллектуалам на лето. К осени, то есть к первой годовщине статьи «Россия, вперед!», наш доселе не замеченный рывок должен быть научно обоснован и описан.