На днях американские космонавты и все, кто связан с космосом, отмечали 40-летие полета «Аполлона – 13» - корабля лунной программы, экипаж которого стал едва ли не более знаменитым, чем их коллеги, первые ступившие на лунную поверхность. В связи с этим в NASA вспоминали тот трагически напряженный апрель 1970 года. А вчера в Times появилось открытое письмо в адрес президента США Барака Обамы, подписанное тремя командирами «Аполлонов»: Нилом Армстронгом (А-11), Джеймсом Ловеллом (А-13) и Юджином Сернаном (А-17).
Не зря полет «Аполлона-13» занимает особое место в истории космонавтики. Это блестящий пример мужества и профессионализма всех людей, кто был так или иначе причастен к полету. От катастроф в космосе нет страховки, но на апрель 1970 года американцы не потеряли в космосе ни одного человека (экипаж «Аполлона-1» трагически погиб при наземных испытаниях). На карту были поставлены не только жизнь экипажа, но и престиж США, а также судьба лунной программы. Как известно, в том числе и из блестящего фильма «Аполлон-13», астронавтов удалось спасти. Напомним, что из-за аварии произошла частичная разгерметизация корабля, что сделало посадку на Луну невозможной. Из-за аварии в ходе полета экипаж испытывал острый недостаток кислорода и энергии.
Несмотря на то, что 13-й удалось вернуть, лунная программа умерла, по мнению экспертов, не исчерпав до конца своих возможностей. Но ей на смену уже спешили орбитальные грузовики – космические челноки-шаттлы. А вот менять челноки на что-то новое американцы оказались не готовы. Более того, по инициативе Обамы были сокращены ассигнования на постройку нового пилотируемого корабля.
Ставшая крылатой фраза Джима Ловелла: «Хьюстон, у нас есть проблемы!», переданная с борта терпящего бедствие «Аполлона-13» может стать крылатой и в обратном смысле. Проблемы сейчас, похоже, уже у самого «Хьюстона». И виновником этих проблем, по мнению многих обозревателей, является нынешний глава Белого дома.
Видимо, пользуясь случаем, американские ветераны космоса направили Обаме открытое письмо, в котором говорится о том, что действия администрации в области пилотируемых космических программ, мягко говоря, ошибочны. Самой главной ошибкой астронавты называют сворачивание программы «Constellation» («Созвездие»), главными элементами которой была разработка тяжелого носителя Ares-V и пилотируемых космических кораблей. Планы полетов на Луну и Марс в 2020-2030 годах Нейл Армстронг назвал «разрушительными» для американской космонавтики. Что касается коммерческих орбитальных транспортников, то астронавт сомневается, будет ли они дешевле и эффективнее кораблей NASA. «Для США, - пишет Армстронг, - страны, которая на протяжении почти полувека являлась одним из лидеров космических программ, оставить околоземную орбиту без возможности доставки туда своих астронавтов, значит оказаться на вторых, а то и третьих ролях в орбитальных полетах. Пока президент планирует полеты на Луну и Марс, в будущем может оказаться, что и это неосуществимо из-за того, что у нас не будет соответствующих ракет и кораблей».
Письма Армстронга, по мнению обозревателей, поставят Барака Обаму в неловкое положение во время визита в космический Центр им. Кеннеди, где он и собирается отстаивать идею закрытия «Созвездия». 27 человек из числа ветеранов космоса и бывших работников NASA направили отдельную апелляцию в Белый дом, где говорится, что действия Обамы «ошибочны».
Единственной «белой вороной» в «стае» астронавтов неожиданно оказался Баз Олдрин – член экипажа «Аполлон-11». Он полностью согласен с действиями президента, который желает перенаправить деятельность США от «глупых лунных проектов» в сторону более важных вещей.
Если немного выйти за рамки национальных интересов США, то в сфере пилотируемых полетов складывается довольно интересная ситуация. Пожалуй, впервые за всю историю космонавтики, отрасль оказалась в роли дорогой ненужной игрушки, которую, как тот чемодан, и тащить тяжело, и бросить жалко. Программу МКС продлили до 2020 года, американцев пересадили на древние «Союзы», а перспективы постройки новых кораблей отложены в очень долгий ящик. И если у США есть хоть что-то по программе «Созвездие», то у России, кроме амбициозных планов и проектов нет пока ничего. Как сказал глава РКК «Энергия»═Виталий Лопота в эфире канала "Вести 24", готов пока═лишь эскиз нового корабля, который═будет представлен в июне этого года. Тогда как разговоры об этом идут как минимум 10 лет – это как раз тот срок, за который можно было поставить на стартовый стол новый корабль. А планы полетов на Луну и Марс настолько призрачны и находятся в таком отдаленном будущем, что всерьез не воспринимаются. И слова Армстронга о том, что сейчас можно упустить возможность и проиграть в будущем, справедлива и для США, и для России. Имея космические амбиции, нельзя забывать, что Китай уже наступает на пятки. Их планы опаздывают на год-полтора из-за кризиса, но не отменены и не свернуты. В итоге может получиться так, что к пресловутому 2020 году именно Китай станет новым космическим лидером, как на орбите, так и на Луне.
Похороны «Созвездия» уже проходят, а в сентябре программа «Спейс шаттл» станет уже историей. В итоге пилотируемая космонавтика Запада, где США были технологическим лидером последние 20 лет, может постепенно умереть, уступив место более дальновидным и амбициозным державам.