Один украинский урок российская власть после 2004 года усвоила. Не нужно поддерживать одного из двух претендентов на гетманскую булаву – «своему» навредишь, а «чужой» выиграет и все припомнит. Осталось выучить урок номер два: если «чужой» уже упал, не стоит его пинать, потому что завтра он встанет и – опять же – припомнит.
Кем еще позавчера был Виктор Ющенко? "Хромой уткой". А вчера? Отыгранной картой. Ну а сегодня? А сегодня пресса сообщает, что он может стать премьер-министром Украины.
И в этом нет ничего фантастического, кроме того, что Ющенко и президент Виктор Янукович – антагонисты по сути своей. Но в политике (там, где она еще теплится и не подменяется администрированием) случается и такое, что две противоположности сходятся, чтобы дать бой третьей противоположности.
Главное, чего хочет сейчас Янукович – ограничить Юлии Тимошенко поле для маневра. У него есть парочка способов это сделать, и лучший из них – создать новую коалицию в Раде уже сейчас, не дожидаясь новых парламентских выборов. Эту коалицию можно создавать с «Нашей Украиной», а эта партия выдвигает премьером именно Ющенко.
Договорятся ли? Сомневаюсь. Но важен не итог переговоров, а сам факт: в украинской политике существуют механизмы, которые не позволяют хоронить политические фигуры до тех пор, пока те могут опереться на группу единомышленников. Ющенко с треском проиграл президентские выборы. Хороший президент из него не получился. Зато у него есть партия, а партия образует блок, который является ключевым для формирования коалиции в Раде.
Кстати, нет-нет да и звучит в радиоэфире или в пространстве Интернета мнение, что Виктор Ющенко – неплохой экономист (высказывается, впрочем, и прямо противоположное мнение). И, будучи таковым, на посту президента он увлекся тем, чем увлекаться не подобало – Голодомором, Бандерой, ОУН┘
Другой пример: кто такой Владимир Литвин? Спикер Рады. И позавчера он тоже спикер Рады. А вот вчера он – лидер партии, которая не смогла преодолеть 3-процентный барьер. Политический аутсайдер. Конфигурации меняются, причем подчас весьма стремительно. Пора это, наконец, понять.
То, над чем посмеиваются наши власти, с омерзением называя «украинизацией», есть нормальная демократическая процедура, просто существующая в причудливом, во многом постсоветском обществе, в ситуации экономического кризиса и при наличии довольно своеобразных, пассионарных политиков. Но в самом механизме нет ничего диковинного. Это система, в которой окончательный проигрыш возможен лишь при радикальной трансформации общества, а это длительный процесс.
Другими словами, не стоит удивляться, если в один прекрасный день несменяемый тандем Путин-Медведев будет вынужден сесть за стол переговоров с премьер-министром Украины Виктором Ющенко. При президенте Януковиче, таком рациональном, таком прагматичном, таком «своем парне».
Вероятность невелика. Но исключать ее нельзя. Все же видят, как укладываются стеклышки в украинском калейдоскопе. Все же помнят, что Янукович был премьером при Ющенко-президенте.
Понятно, что чувствительность к политическим переменам в государстве с атрофированной политикой притупляется. Но, может быть, не стоит спешить пинать упавшего раньше, чем он коснулся земли лопатками? Не стоит выпускать фильмы о президенте – потомке коллаборационистов и нацистов? Не стоит глумиться, издавать радостные вопли «Злая ведьма умерла!»?
Если не из соображений прагматизма, то хотя бы из элементарного приличия. Оно, как часто бывает, спасительно и способно заменить прочие отсутствующие качества.