В воскресенье я разговаривал со своим киевским другом. Лет через двадцать или тридцать его, наверное, будут называть «ветераном Майдана». В 2004-м он ходил на Майдан каждый вечер, а потом, уже ночью, мы спорили с ним в «аське». Я был скептиком, а он революционером, романтиком и энтузиастом «европейской Украины». Мы и прежде вместе с ним мечтали о том, как наши страны – Россия и Украина – станут, наконец, европейскими; и тогда, в 2004-м,═он почувствовал, что может приблизить свою мечту.
Прошло пять лет, и вот мой друг пошел на избирательный участок и проголосовал «против всех». Поступил так же, как и многие молодые украинцы. Мой друг считает всех политиков одинаково продажными, беспринципными конъюнктурщиками и популистами. Он однозначно против Ющенко. Он успел разочароваться в Яценюке, за которого еще год назад готов был агитировать бесплатно. Он считает, что украинцы не понимают, зачем вообще нужна политика, озабочены частными, а не стратегическими вопросами, не готовы отказаться от сиюминутных выгод ради идеи.
Он бросил мне ссылку на статью журналиста Сергея Рахманина, который убежден, что вовсе не Майдан породил свободу слова, а свобода слова породила Майдан. Свобода слова, пишет Рахманин, возникает тогда, когда есть, что сказать. Тогда, в 2004-м, украинцам было, что сказать. Сейчас – нечего. Свобода есть, а слова нет. На выборах речь уже идет не о доверии, а об одолжении политикам.
Мой друг с этим согласен. Он не верит в то, что лично он что-то решает. Он не верит в то, что пять лет назад, на майдане, лично он на что-то влиял.
Его пример мог бы стать частной иллюстрацией краха «оранжевой идеи», о котором с сожалением сообщают западные СМИ и с нескрываемым злорадством – наши, родные, государственные и окологосударственные. Аутсайдер Ющенко уходит, бессильно, в приступе политической агонии цепляясь за Голодомор. Его неудача – «катастрофическая». Янукович и Тимошенко обещают дружить с Россией и не вступать в НАТО. Конец «оранжевой революции»! Уже и сам Ющенко пришел на избирательный участок не в оранжевом шарфе, а в темно-красном.
Создается впечатление, что «оранжевая идея», ради которой мой друг каждый вечер ходил на Майдан, - это власть Ющенко плюс русофобизация и НАТОфикация всей страны. Однако это – медийная карикатура. Сама идея была куда более прозаичной и куда менее экстравагантной. Политики шли на Майдан, понятно, за властью. Но киевскому студенту казалось (и обоснованно), что власть хочет лишить его возможности себя сменить. И он, по сути, выступал за то, чтобы власть могла проиграть выборы.
Ющенко не был краеугольным камнем той революции. Он и Янукович всего лишь символизировали два противоположных принципа. Со временем они растеряли свой символический капитал. Сейчас это просто имена двух поднадоевших самим украинцам политиков. С уходом Ющенко «оранжевая идея» теряет гораздо меньше, чем российская государственная пропаганда, для которой украинский президент все пять лет оставался излюбленной мишенью. Как российские телеканалы будут жить без Ющенко? Кем они его заменят? Может, Марианом Лупу? Вопросы без ответов.
«Оранжевая идея» не проиграла именно потому, что проиграл Ющенко, оказавшийся неспособным политиком и неэффективным президентом. Этого мало для того, чтобы Украина стала настоящей европейской демократией, но вполне достаточно для того, чтобы не отчаиваться – тем, кто успел разочароваться в «революции», совершенной собственными руками. Они уже сделали кое-что. Они установили понятные, прозрачные, логичные правила игры. Они вынудили играть по ним тех, против кого выступали пять лет назад. Осталось лишь научиться выигрывать, играя по этим правилам.
«Оранжевая идея» не проиграла еще и потому, что общество разочаровалось в политиках. Политик всегда и везде конъюнктурщик. Политик всегда и везде связан с бизнесом и лоббистами. Политика всегда и везде дурно пахнет. От нее нужно держаться подальше.═Политиков нужно ругать. Им нельзя верить на слово.
Общество запускает механизм политической игры и сразу же перестает верить политикам. Трагический коллапс? Нет. Это шанс заставить политиков измениться. Показать им, что обществу они, в их нынешнем виде, не интересны. Что общество ничего от них не ждет. Это сейчас избиратель готов сделать Януковичу или Тимошенко «одолжение», а что будет дальше?
Дальше политикам придется искать внимания общества, которое замкнется в себе, сосредоточится на своих реальных проблемах. Придется искать, потому что политикам нужна легитимность.
«Оранжевая революция» создала новые правила игры. Она заставила общество разочароваться в личностях, то есть в легком, инфантильном пути реформ. Она вынуждает общество меняться, становиться критичнее и требовательнее.
Это не проигравшая революция. Моему киевскому другу рано отчаиваться┘