Путешествуя по театральным сайтам, волей-неволей задумаешься: насколько же отличается виртуальное театральное пространство от реального. Перед интернетом театры большие и маленькие, старые и новые, классические и авангардные равны. Можно даже вообще не быть театром в привычном понимании, то есть не иметь здания, труппы, постоянного места прописки, но при этом в интернете выглядеть вполне респектабельно.
Как люди порой проживают в сети совсем другую жизнь, так и театры могут выглядеть так, как захотят. Их образ определяется не столько «реальными» достижениями, сколько наличием в театре людей, понимающих специфику интернета и способных продуктивно взаимодействовать с разработчиками сайта, что совсем непросто.
Было бы любопытно провести чистый эксперимент, предложив потенциальному зрителю, ничего не знающему про существующую театральную иерархию, выбрать московский драматический театр, ориентируясь исключительно на интернет-представительства. Обычные зрители в них уже более-менее освоились, научившись добираться до интересующей информации (если она, конечно, на сайте есть), не замечая препятствий на своем пути. О том, что выберет человек со стороны, остается только догадываться.
Интересно, догадался бы такой зритель, попав на сайт «Ленкома», что это вот уже много лет один из самых популярных и модных театров? О чем бы он подумал, прочитав на сайте Театра Сатиры, что «┘нам все еще смешно», а потом перейдя на одну из внутренних страниц, по умолчанию открывающуюся в турецкой кодировке? Удалось бы ему с первой попытки разобраться с особенностями флэш-меню сайта «Сатирикона» и счел бы он намерения театра достаточно серьезными? Оценил бы по достоинству стиль и благородный аскетизм «Современника»? Какой спектакль выбрал бы на сайте МХТ им. Чехова или Театра-студии п/р Олега Табакова? Смог бы понять, чем отличаются между собой Театр им. Моссовета, Театр им. Пушкина, Театр им. Вахтангова, Театр на Таганке и другие театры, чьи сайты сделаны в рамках замечательного проекта Theatre.ru, разработавшего и успешно внедряющего свой стандарт театральных сайтов? Очаровался бы, как вся театральная Москва, Мастерской Петра Фоменко? Удивился бы, насчитав в декабрьской афише Театра им. Маяковского двадцать восемь спектаклей, а в перечне репертуара ≈ всего пятнадцать? Выделил бы среди других совсем зеленую Студию театрального искусства Сергея Женовача или предпочел бы серьезно-черный тон «Школы современной пьесы» или театра «Модернъ»?
Вполне возможно, что выбирать придется между ярким и современным, судя по сайту, театром «Практика» и комическим театром «Квартет И» ≈ исключительно несерьезным и нестандартным. А забредя на сайт Малого театра и начав исследовать его глубины, в сам театр можно, кажется, и не ходить, столько там всего интересного.
Подглядывая одним глазком за ходом эксперимента, порадуемся новому дизайну сайта РАМТа, отметим долгожданное появление в интернете «Школы драматического искусства», огорчимся, что наш зритель в заданных условиях не сможет пойти в Московский ТЮЗ┘
Все-таки хорошо, что мы выбираем театры не только по интернету.