Джо Викери уверена, что портрет кисти Анненкова привлечет внимание покупателей.
Фото РИА Новости
Аукционные дома Sotheby's и MacDougall's провели в Москве предаукционные выставки, посвященные в первую очередь грядущим русским торгам, которые пройдут в Лондоне в начале июня (Sotheby's помимо русского искусства привез некоторое количество зарубежных лотов). Их конкуренты – Christie's и Bonham's – от рекламных мероприятий отказались, надеясь, видимо, что заинтересованные покупатели и так ознакомятся с каталогами и посетят все события традиционной русской недели.
MacDougall's в этот раз привез неожиданно большую выставку, показав полтора десятка работ сначала на VIP-приеме в резиденции посла Великобритании на Софийской набережной, а затем разместив на несколько дней в ЦДХ, где с ней могли ознакомиться все желающие.
Заявленные (и привезенные) топ-лоты действительно принадлежат первым именам русского искусства, но, признаться, являются далеко не лучшими их работами. Ни скучноватый, хотя качественный деревенский пейзаж Василия Поленова (450–650 тыс. фунтов), ни очередной вид сияющего огнями Московского Кремля Исаака Левитана (600–900 тыс. фунтов), ни одна из многочисленных расплывающихся в импрессионистическом тумане барышень Константина Коровина (300–500 тыс. фунтов). Впрочем, этот привычный коллекционный список дополняет, как всегда, дорогая работа Нико Пиросмани (900 тыс. – 1,2 млн. фунтов) и хотя мрачноватый, но интересный колористически пейзаж Николая Рериха (500–700 тыс. фунтов).
Зато есть на выставке более дешевые и интересные вещи. С первого взгляда в глаза бросаются сочные формы «Девушек на пляже» Владимира Люшина, входившего в ОСТ. Или эстетский (и очень редкий на рынке) холст Михаила Бобышева, изображающий Веру и Михаила Фокиных в образе арлекинов (70–90 тыс. фунтов). Любопытен необычный автопортрет Роберта Фалька, изобразившего себя в темном, дымном парижском кафе (250–300 тыс. фунтов).
Привез MacDougall's и один графический лот – набор иллюстраций Георгия Пожедаева к «Степи» Чехова. Он будет выставлен на впервые проводимых аукционным домом отдельных торгах графикой – области уважаемой в коллекционерской среде, но малоприбыльной с точки зрения бизнеса. Всего за три аукциона (помимо живописи и графики MacDougall's настойчиво пытается продавать иконы) дом планирует выручить 12 млн. фунтов.
Sotheby's свою экспозицию разместил в уже привычном зале Исторического музея. Помимо бесчисленных ювелирных безделушек Фаберже и традиционных Айвазовского, Шишкина, Рериха и Коровина аукционный дом привез несколько выразительных портретов. Удивительно тонкий и стильный портрет американки Рейчел Стронг кисти Льва Бакста (300–500 тыс. фунтов), который стал одним из последних произведений художника. Портрет двух африканских девушек (между прочим дочерей вождя) Александра Яковлева (700–900 тыс. фунтов), а также портрет издателя Зиновия Гржебина кисти Юрия Анненкова. О местонахождении этой работы искусствоведы не догадывались, а аукционный дом обнаружил его в семье самого Гржебина, которая даже не подозревала, какой владеют ценностью (не только культурной, но и финансовой – портрет оценили в 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов). Глава департамента русского искусства Джо Викери назвала появление этой работы на рынке «открытием».
Пастельную «Обнаженную» Зинаиды Серебряковой на выставке разместили на одной стене с ню Анри Матисса (кто от этого соседства выиграл, а кто проиграл – еще вопрос). Напротив оказались поздний Пикассо и легко узнаваемый Сутин. Добавить сюда еще работы Дерена и Боннара, и зарубежная часть экспозиции закончилась. Как прокомментировали представители Sotheby's, из-за вулкана не смогли приехать ни эксперты отдела импрессионистов и модернистов, ни другие работы. Так что Тернера и Моне можно будет увидеть только в Лондоне (торги пройдут в конце июня).