В моей коллекции имеется некоторое количество нотных тетрадок, где в каком-то качестве присутствует реклама. Все они дореволюционных лет издания. Возможно, в более поздние годы, в частности во времена нэпа, когда рекламное дело процветало, тоже была какая-либо рекламная информация на нотах, но, к своему удивлению, ничего такого в своем собрании я не обнаружил.
Самая старая и, пожалуй, самая удивительная тетрадка - это, наверное, "Конка Галоп" И.Бургмейна 1882 года. Тетрадка эта претендует на помещение в две папки - в ту, где находятся ноты, посвященные транспорту, - с паровозами, самолетами и автомобилями, и в ту, где находятся рекламные тетрадки. Видимо, она будет кочевать туда-сюда.
На обложке изображена старательным художником конка, влекомая двумя непонятно отчего бодрыми лошадьми - тащат-то они солидных размеров вагон, под завязку набитый пассажирами.
Судя по картинке и смутным воспоминаниям из художественной литературы, внутри вагона стоимость проезда была больше, чем на крыше (хоть убейте, не могу вспомнить, как это называлось - не облучок точно, возможно - империал), и, натурально, внутри сидела чистая публика.
Совершенно замечателен развалившийся на сиденье человек, плюющий в небо, и, похоже, сейчас он попадет в букву "А" в слове "Галоп".
Наконец-то мы дошли до темы, из-за которой весь этот разговор и был затеян. На боковой стенке вагона размещена большая рекламная надпись из тех, от присутствия которых на транспортных средствах мы за 70 лет советской власти успели отвыкнуть.
За последние лет десять наши соотечественники привыкли снова их лицезреть, но, как видите, это отнюдь не открытие нашего времени. Да уж, ничто не ново под луной.
Почему-то вспомнилась эпиграмма начала ХХ века - "Все ново лишь до Вержболова, - что ново здесь, то там не ново". Слава Богу, я понял, чем можно оправдать эту демонстрацию своей начитанности. Вержболово - это станция, через которую русские путешественники переезжали из России в Европу, где традиция размещать рекламу где попало не прерывалась.
На последней страничке в продолжение рекламной темы изображен павильон фирмы "Брокаръ и Ко", видимо, на Нижегородской ярмарке и напечатаны адреса магазинов (телефонов, кстати, пока нет).
Почему я называю эту тетрадку удивительной - это потому, что внутри художник нарисовал аж четыре картинки с изображением этапов этого опасного путешествия, слава Богу, с благополучным концом. Для нот помещение внутри тетрадок чего-либо кроме самой музыки - случай беспрецедентный.
Этапы эти - "Отъезд", где отъезжающую конку преследуют опоздавшие пассажиры и не упустившие случай полаять собаки; "Встреча", где при попытке пересечь дорогу конке некий экипаж с одной лошадью был опрокинут; "Катастрофа", когда покинувшие конку пассажиры ставят на место сошедший с рельс вагон; и, наконец, после всех приключений - "Прибытие", где отважные пассажиры торопливо покидают это опасное средство передвижения, торопясь рассказать обо всех приключениях своим домашним. Кони могут отдохнуть и попить водички.
На всех четырех картинках надпись "Брокаръ и Ко" тем не менее присутствует.
Маршрут конки из-за скудости и некоторой условности изображения пейзажа проследить не удалось, а жаль...
Кроме "Конки Галопа" есть еще три брокаровских тетрадки, изданных уже не у Юргенсона, а самой фирмой. Самая из них занятная - это, безусловно, кадриль "Путешествие на луну" 1897 года, где, как мне кажется, использован фотомонтаж чуть ли не впервые в графическом оформлении.
Парфюмерная фирма "Виктория Регина" тоже усердно рекламировала свою продукцию с помощью нот. Во всяком случае, имеющаяся у меня тетрадка с вальсом "Лила Флери", представляющая одноименный одеколон, напечатана уже пятым изданием, а сколько их было после пятого - мне неизвестно, так же как и год издания.
А некий "Дядя Михей" с помощью цыганского романса "Пери" и изображенной на его обложке обнаженной блондинки рекламирует папиросы фабрики Шапошникова с названием, как это ни странно, тоже "Пери". Удивителен текст на последней странице - "Изделия табачной фабрики А.Н. Шапошникова находятся в продаже по всей Российской империи и за границей - Германия, Англия, Бельгия, Дания, Швеция и Норвегия, у всех г.г. оптовых и розничных торговцев". Интересно, можно ли сейчас купить хотя бы в одной из этих стран российский табак?
Ну и, конечно, на десерт - кондитерские изделия. Знаменитое "Товарищество Эйнемъ" посвящает "нашим уважаемым покупателям" шоколадный вальс. Вальс, пожалуй, услышать можно, а вот попробовать шоколад... На последней страничке написано и название шоколада - "Ну-ка отними". Ничего не напоминает? А между тем издана тетрадка в начале века. Воспроизведен рекламный плакат с серьезным пареньком лет пяти с плиткой шоколада в одной руке и увесистой дубинкой в другой, которая, видимо, и послужила серьезным поводом для отсутствия на картинке собачки.
В более поздние времена, когда дети (во всяком случае - на фантиках) стали подобрее, появились на картинках и собачки.