Владимир Зеленский торопится убедить Дональда Трампа до переговоров с РФ, что без США Украине не устоять. Фото Reuters
В очередном интервью президент Украины Владимир Зеленский заявил, что будущие миротворческие силы на территории Украины должны включать и американские войска, поскольку ресурсы европейских стран ограниченны. Между тем на днях он сам выступил за отправку 200-тысячного контингента из Европы. Подобными инициативами Зеленский пытается легализовать неприемлемую для России идею иностранного военного присутствия в украинском государстве уточнили эксперты.
После озвученных накануне украинским президентом Владимиром Зеленским заявлений о необходимости присутствия в стране 200-тысячного европейского контингента, в четверг киевские СМИ также активно процитировали публикации двух британских изданий, поддержавших заданную тему. При этом в The Times, рассуждая о гипотетическом мирном плане Трампа, подчеркнули: чтобы он сработал, на украинской территории необходимо разместить американские и европейские войска. Это стало бы частью западных гарантий безопасности, предоставленных Киеву взамен на определенные территориальные уступки, разъяснили в издании.
В то же время в Financial Times назвали завышенной заявленную украинским президентом 200-тысячную численность предполагаемого западного контингента, с участием в том числе европейских военных. Однако украинские чиновники сочли реалистичным присутствие 40–50 тыс. иностранных военнослужащих, действующих в составе сил безопасности вдоль 1000-километровой линии фронта. Развертывание таких сил для европейских государств, испытывающих недостаток финансов, могло бы стать альтернативой предоставлению военной помощи для Украины.
Впрочем, предполагаемые «силы стабилизации или силы сдерживания» хотя и не будут задействованы на передовой, но не станут классическими нейтральными миротворческими формированиями вроде тех, что выступают под эгидой ООН и не имеют права на применение оружия. В связи с чем подходящей моделью, в частности, способна послужить операция по поддержанию мира, осуществляемая под руководством НАТО в Косово, разъяснил автор.
Понятно, что подобные пассажи опровергают утверждения западных партнеров Киева о том, что их воинские контингенты могут быть отправлены на украинскую территорию исключительно с миротворческой миссией – для поддержки будущих соглашений по урегулированию масштабного военного конфликта с Россией, продолжающегося с февраля 2022 года.
Любопытно, что и президент Зеленский в новых высказываниях по данному вопросу дважды опроверг самого себя. В интервью Bloomberg, на которое в Киеве тоже активно ссылались в четверг, он указал, что у европейских союзников недостаточно солдат, чтобы стать реальным сдерживающим фактором для ВС РФ. А также назвал неправомерными расчеты на то, что для украинской стороны будет достаточно лишь европейской военной поддержки.
«Этого не может быть без Соединенных Штатов», – заявил Зеленский. И заодно похвалил нового президента США Дональда Трампа, заявившего на днях о расширении экспорта энергоносителей из США. Это тоже поможет «прижать» Москву, уточнил украинский лидер. И прибавил, что окончание военного конфликта должно подразумевать «победу Трампа, а не Путина».
В том же интервью он опроверг и публично озвученное 21 января в Давосе собственное высказывание о необходимости введения в страну «минимум» 200-тысячного контингента из Европы. Теперь же президент Украины сообщил, что такого не говорил. «Журналист спросил о 200 тыс., я сказал: это может быть и больше, может быть и меньше», – объяснил Зеленский. И далее предложил увязать численность предполагаемого миротворческого контингента с теми уровнями, на которые в будущем планируется сократить украинскую армию.
«Но опять же, нельзя это рассматривать как чисто европейскую инициативу, без Соединенных Штатов Америки. Это то, чего хочет постоянно Путин», – резюмировал украинский лидер. Несмотря на то что представители руководства РФ неоднократно предупреждали о недопустимости иностранного военного присутствия на украинской территории – хоть с американскими военнослужащими, хоть и без них.
Как известно, в числе ключевых условий будущего урегулирования в Москве обозначили нейтральный статус Украины и отсутствие на ее территории баз третьих стран, напомнил в комментарии для «НГ» замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Евгений Семибратов. Но, видимо, предположил он, своими заявлениями о возможности ввода из-за рубежа тех или иных воинских контингентов Владимир Зеленский пытается легализовать и утвердить в общественном сознании идею иностранного военного присутствия на украинской территории. Хотя он знает, конечно, что для Москвы их пребывание там заведомо неприемлемо, независимо от того, о каком количестве иностранных военнослужащих идет речь – о 200 или 50 тыс.
«В то же время, очевидно, украинский лидер пытается выслужиться перед 47-м президентом США Дональдом Трампом. А потому демонстрирует готовность отдать Вашингтону все украинские ресурсы, как материальные, так и людские. Но, похоже, Трампу во главе команды на Банковой (улица в Киеве, на которой расположен офис президента. – «НГ») все же нужен другой персонаж», – заметил Семибратов.
А в ответ на вопрос о возможном предназначении предполагаемых иностранных контингентов сослался на известный прецедент в Косово, где тоже все начиналось с разговоров о необходимости введения миротворческих сил. «Но в итоге эта непризнанная республика, являющаяся неотъемлемой частью Сербии, была превращена в одну большую базу НАТО на Балканах», – подчеркнул аналитик.
Впрочем, по его мнению, попытки продавить косовский сценарий или некий иной в ходе кулуарных договоренностей представляются малореалистичными. Как неоднократно заявлялось, Москва не может пойти на мирное урегулирование с Киевом при участии иностранных миротворцев, тем более из стран НАТО. «Инициаторы подобных затей должны понимать: любые иностранные подразделения, которые зайдут на украинскую территорию, станут законной целью для российских военных так же, как и формирования Вооруженных сил Украины», – заключил замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.