Вячеслав Косинеров неожиданно для себя стал политзаключенным. Фото с сайта www.nn.by
Одного из белорусских заключенных правозащитники уже объявили политическим, на очереди еще более десятка молодых людей. Обвинение в создании незаконного вооруженного формирования предъявлено 20 белорусам, сообщила вчера газета администрации президента «Советская Белоруссия».
Молодые люди были задержаны накануне 25 марта, когда в Минске должна была состояться массовая акция оппозиции, приуроченная к Дню воли. Они обвинялись в организации массовых беспорядков. СМИ писали о «деле «Белого легиона» – организации, которая никак не проявляла себя уже более 15 лет. Тогда эксперты утверждали, что за задержаниями стоит стремление властей запугать белорусов и остановить волну протестов, которая началась из-за печально известного декрета «О тунеядцах», обязывающего граждан либо работать, либо платить налог на отсутствие работы. Высказывались предположения, что, как только удастся сбить волну протестов, дело спустят на тормозах, чтобы не портить отношения с Западом.
Однако пока дело разрастается – в нем появилось еще одно обвинение. «Это – незаурядный факт! Во-первых, потому, что данная статья возбуждается впервые в истории суверенной Беларуси, во-вторых, следствие устанавливает факты по созданию глубоко законспирированной организации с четкой иерархией, жесткой дисциплиной, объединенной идеологической основой, вооружением», – пишет президентская газета. КГБ Белоруссии вчера подтвердил журналистам опубликованную в газете информацию.
Местные наблюдатели уже начинают задаваться вопросом, а так ли уж Александру Лукашенко нужна дружба с Западом ценой реформ и угрозы потери власти. Тем более что кредит, который Минск ждал от МВФ, как писала «НГ» (см. номер от 11.04.17), вполне может заменить аналогичный российский.
По мнению аналитиков, не случайно власть допустила появление в стране заключенного, которого правозащитники, пока только местные, признали политическим. Речь идет о Вячеславе Косинерове, который представляет анархистское движение. Молодой человек набросил на шею скульптуры полицейского-городового времен Российской империи петлю. Тем самым протестуя против «милицейского произвола и преследования активистов анархистского движения за участие в мирных акциях протеста». Вячеслава Косинерова обвинили в хулиганстве по статье 339 УК, и ему грозит реальный срок.
К слову, скульптура городового появилась у здания МВД в феврале этого года, она была установлена в ознаменование 100-летия белорусской милиции, которое отмечалось в начале марта. Уже сам этот факт вызвал резкую критику со стороны оппозиции и просто общественности, выразившей несогласие с появлением бронзового российского военного в белорусской столице. «В честь юбилея отечественной милиции увековечили… царского городового, который прочно утвердился в классической литературе как символ произвола, угнетения. Наконец, если брать сугубо фактологию, то 100 лет назад, после российской Февральской революции, с царской полицией как раз-таки жестоко расправлялись. Какая тут, к черту, преемственность и связь времен?» – писал по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский.
«Действия Косинерова явно не подпадают под состав уголовного хулиганства, не несут общественной угрозы, которая является необходимым признаком преступления (см. экспертное заключение по уголовному преследованию Вячеслава Косинерова). Эти действия не связаны с применением насилия или угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, не характеризуются особым цинизмом, не имеют хулиганского мотива, а являются выражением мнения, которое включает свободу среди прочего распространять всякого рода информацию и идеи путем в том числе художественных форм выражения или иными средствами по своему выбору», – аргументируют правозащитники свое предложение относительно признания молодого человека политическим заключенным.
«Властям выгодно поддерживать страшилку про анархистов», – комментирует ситуацию правозащитник Валентин Стефанович. По мнению эксперта, власть не случайно взялась именно за анархистов, ведь в мире есть примеры, когда анархистские движения действительно бывают экстремистскими, а их выступления – далеко не мирными. Кроме того, эксперт отмечает возросший интерес к молодежным активистам в целом.
Свидетельством того, что белорусские власти задумались о настроениях молодежи, является анкетирование «Молодежь Беларуси: проблемы и настроения», которое сейчас проводит Информационно-аналитический центр при администрации президента Белоруссии по инициативе этой самой структуры. Власти не на шутку обеспокоены и намерены пристально следить «за умами» самого революционного слоя населения – молодежи, работая как на опережение, так и на подавление.
Минск