Юлия Тимошенко рассказала в передаче Евгения Киселева много интересного. Кадр из видео телеканала NewsOne
На следующий понедельник украинское следствие запланировало новый допрос Виктора Януковича. На сей раз в статусе обвиняемого в государственной измене. Прокуроры убеждены, что беглый президент на видеосвязь не выйдет. Но в Украине до сих пор обсуждают его заявления, сделанные на прошлой неделе в ходе допроса и во время пресс-конференции. Юлия Тимошенко считает, что неожиданное появление Януковича в украинском информационном пространстве стало следствием договоренностей старой и нынешней команд власти.
Сенсационное заявление Юлия Тимошенко сделала в среду поздно вечером в эфире программы Евгения Киселева на украинском телеканале NewsOne. «Я убеждена, что существуют договоренности между Януковичем и Порошенко. И я не исключаю, что посредником в этих договоренностях выступает Кремль и люди, делегированные для ведения таких переговоров», – сказала она.
Тимошенко обратила внимание на то, что допрос Януковича в качестве свидетеля фактически предоставил беглому президенту «трибуну для реабилитации». Объясняя, зачем это могло быть нужно действующей украинской власти, Тимошенко сказала: «Порошенко начал это делать, потому что у него уже не существует шансов остаться в политике… Уровень доверия к парламенту, правительству, Нацбанку составляет 1%, уровень доверия общества к президенту – 3%. Именно поэтому Петр Порошенко как опытный политик пытается сделать все, чтобы удержаться в должности как можно дольше и получить определенные гарантии на то время, когда он будет отстранен от должности».
Ради этого, как считает лидер партии «Батькивщина», команда Порошенко начала кампанию «по дискредитации и устранению от власти людей, проявивших себя на майдане, которые сейчас занимают должности в силовых структурах», чтобы заменить их преданными и лояльными по отношению к действующему президенту. «Порошенко чувствует, что под ним шатается кресло, и ему нужно, чтобы все силовики были ему лично преданы, как Юрий Луценко (генпрокурор Украины. – «НГ»)», – сказала Тимошенко.
Примечательно, что украинские СМИ не обратили внимания на заявления Тимошенко, несмотря на их сенсационность. При этом тема состоявшегося и запланированного допросов Януковича остается одной из центральных в украинском информационном пространстве. Политики и эксперты уже неделю спорят, почему первое после бегства появление Януковича в украинском эфире было в качестве свидетеля, а не обвиняемого. «Выглядело все это как специальный проект по отбеливанию образа Януковича, с одной стороны, и по постановке вопроса о легитимности действующей украинской власти, с другой стороны», – сказал «НГ» руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Эксперт отметил, что специалисты убеждены: не было никакой острой необходимости в организации такого допроса: «Но кто-то ведь принял решение дать Януковичу трибуну… Кто – мы не знаем. Знал ли об этом Порошенко – тоже неизвестно. Слишком много непонятного в этой истории, поэтому возникают всякие кривотолки и версии, одну из которых озвучила Юлия Тимошенко. Поверить в такую версию сложно: неужели Порошенко сам себя поставил под удар? Это же нелогично».
С момента допроса, состоявшегося на прошлой неделе, генпрокурор Юрий Луценко пояснил, зачем на самом деле нужно было выступление Януковича. «Он – подозреваемый. Почему этого дела (о государственной измене. – «НГ») ранее не могло быть? Потому что Виктор Федорович... сам на пресс-конференции заявил, что он подписал это письмо (обращение к президенту РФ с просьбой ввести войска в Украину. – «НГ»). Оригинала письма нет, поэтому нам было нужно его признание. Сейчас проходят официальные экспертизы, что это он был в телевизоре, это его голос и он это заявил. Три экспертизы будут завершены в кратчайшие сроки. После этого мы перейдем к предъявлению обвинительного акта Януковичу. Уверен, это будет основанием для судебного преследования, и очень надеюсь на объективность и сжатые сроки судебного процесса», – заявил Луценко.
Но следующий допрос Януковича в качестве подозреваемого, запланированный украинской стороной на 5 декабря, скорее всего не состоится. Прокурор Генпрокуратуры Алексей Донской в интервью телеканалу «112 Украина» признал: «Он (Янукович. – «НГ») не явится и будет избегать участия в этих процессуальных действиях, поскольку он неоднократно уклонялся от выполнения процессуальных обязанностей подозреваемого».
Юлия Тимошенко считает, что у прокуратуры не было бы проблем, если бы власть, пришедшая после майдана, действовала честно. Лидер «Батькивщины» задала риторический вопрос о том, кто и по каким причинам помог Виктору Януковичу благополучно сбежать из страны в феврале 2014 года. Лидер партии «Батькивщина» отметила, что подобное стало возможным потому, что «власть в Украине не изменилась», что действует «одна организованная группа, клановая система», в которой поменялось только имя президента. В качестве примера она привела тот факт, что в расследованиях о расстрелах на майдане и о преступлениях представителей команды Януковича до сих пор не поставлена точка, а уголовные дела «продаются за десятки и сотни миллионов долларов».
Заявления Тимошенко усилили подозрения многих. Тем более что прозвучали они ровно в третью годовщину избиения спецназом студентов и прохожих на майдане: действия «Беркута» в ночь с 30 ноября на 1 декабря превратили затихавший к тому времени студенческий евромайдан в мощное общественное революционное движение. Певица Руслана, ставшая участником и свидетелем тех событий, сейчас написала в блоге, что ее показания следствию так и не понадобились, и усомнилась в том, что власть заинтересована в завершении расследования.
«Однажды нам придется вспомнить все. Свидетельствовать обо всем. Рассказать то, что мы пережили в ноябре, декабре 2013-го, январе и феврале 2014-го... Иначе мы не сохраним страну, не преодолеем бандитизм и коррупцию в государственной системе… Допрос по скайпу (Виктора Януковича. – «НГ») – это, пожалуй, подвиг для Генпрокуратуры, а вот то, что он до сих пор на свободе, – полное поражение сегодняшней власти, которая или «типа расследует», или не расследует вообще, зная, что никогда не скажет нам правду, которую давно уже знает», – считает Руслана.
Некоторые украинские эксперты допускают, что правда может быть опасной для нынешней власти. Один из аналитиков неофициально сказал «НГ»: «Заметили, как все всполошились, когда только стало известно, что Янукович готов дать показания в качестве свидетеля. Многие подумали, что он вдруг расскажет, кто из политиков и с какими предложениями или просьбами к нему приходил во времена майдана. Заранее стали заявлять, что Януковичу верить нельзя. Но, к их облегчению, Янукович пока никаких тайн не раскрыл – сказал, что забыл. Но ведь может вспомнить!»
Политический эксперт Тарас Чорновил полагает, что украинские политики испугались не разоблачений Януковича, а провокаций с его стороны: «Но он вообще ничего внятно не сказал».
Эксперт Центра Разумкова Виктор Замятин в комментарии Би-би-си отметил, что Янукович, возможно, не был заинтересован в допросе. «Мне кажется, что настоящей целью этого допроса для его инициаторов была совсем не смена отношения украинского общества к событиям на майдане или к самому Януковичу. Речь шла о том, чтобы вбросить в информационное пространство некоторые сигналы, которые будут работать на реализацию такого развития событий в Украине, сценарий которого, вероятно, был разработан в Москве», – сказал он. Эксперт обратил внимание на ключевые заявления экс-президента: «Нестабильность в Украине, несостоятельность действующей власти, ухудшение экономического положения». Под этими лозунгами начали сейчас собираться митинги в центре Киева, отметил Замятин.
Ранее некоторые представители власти обвинили партию Тимошенко в том, что именно она организовывает митинги, многие участники которых получают оплату. А также в том, что средства на эти акции выделяются «Оппозиционным блоком», с которым якобы начала закулисное сотрудничество «Батькивщина». Обе партии категорически отрицают как подобные связи между ними, так и совместные действия по расшатыванию ситуации ради досрочной смены власти в Украине. При этом и «Батькивщина», и «Оппозиционный блок» считают необходимым провести внеочередные выборы. Но такого же мнения придерживаются и другие политические силы, и около 40% рядовых граждан.
Чорновил считает, что Тимошенко воспользовалась ситуацией с допросом Януковича, чтобы «назвать черное белым, а белое черным».
Киев