Президент Украины наградил Дмитрия Яроша, возглавлявшего запрещенный в РФ «Правый сектор», орденом Богдана Хмельницкого. Фото с официального сайта президента Украины
В Украине собираются создать еще одну армию – резервную или добровольческую. Об этом сообщил Дмитрий Ярош, известный как бывший руководитель «Правого сектора» (запрещенной в РФ организации), а ныне депутат Верховной рады и лидер общественно-политического движения «ДІЯ» (действие).
Президент Петр Порошенко наградил Яроша в числе других участников антитеррористической операции (АТО) орденом Богдана Хмельницкого III степени. В рамках церемонии и зашла речь о создании новой армии.
После встречи с Порошенко Ярош рассказал журналистам, что глава государства в целом одобрил идею создания добровольческой, или резервной, армии. И пояснил, что речь идет о подчиненной государству структуре «по типу эстонского «Кайстелийта», или польской территориальной обороны, или, возможно, по финской или швейцарской модели».
Судя по этому уточнению, в Украине собираются создать систему территориальной обороны. Идея возникла еще в 2014 году, когда в Киеве всерьез обсуждали вероятность масштабной российско-украинской войны. Некоторые добровольческие батальоны уже в то время формировались с прицелом как раз на территориальную оборону. В прошлом году завершился процесс перехода всех добровольческих структур в подчинение Минобороны и МВД Украины. Система управления осталась централизованной.
Внесенный в Верховную раду летом прошлого года законопроект о территориальной обороне был рассмотрен в первом чтении, но до сих пор окончательно не утвержден. Он определил, в частности, задачи, которые могли бы быть возложены на силы территориальной обороны: охрана расположенных в регионах стратегических объектов (например, атомных станций, газопроводов, промышленных предприятий), охрана и защита госграницы; обеспечение условий для надежного функционирования органов государственной власти; борьба с диверсионно-разведывательными силами и незаконными вооруженными формированиями. Во главу угла ставился план действий на случай внешней военной агрессии или оккупации части территории Украины.
Но поскольку планы до конца разработаны и утверждены не были, территориальная оборона в Украине существует только номинально и не является боеспособной силой, сказал недавно в прямом эфире «Обозревателя» руководитель общественной организации «Украинский легион», полковник Святослав Стеценко. «Были приняты некоторые решения: при каждом военкомате создали отряды обороны, роты охраны, в каждой области – отдельные стрелковые батальоны. В каждом регионе существует план по их использованию, но как боеспособной силы их нет. Это организационная проблема, мотивационная проблема и проблема материально-технического обеспечения».
Эксперты отмечают, что основой сил территориальной обороны могли бы стать военнообязанные, многие из которых ранее участвовали в АТО в Донбассе. По официальным данным, к весне 2014 года численность Вооруженных сил Украины (ВСУ) составляла около 120 тыс. военнослужащих. Поскольку команда Виктора Януковича объявила внеблоковый статус Украины и взяла курс на предельное сокращение армии, боеспособность частей была под вопросом. Поэтому появились добровольческие батальоны, а новая власть, учитывая развитие событий в Крыму и Донбассе, вынуждена была объявить мобилизацию: под ружье встали те, кто прошел службу в армии.
Верховная рада ранее утвердила закон, согласно которому был восстановлен призыв на срочную службу (при Януковиче призыв уже не проводился). Но депутаты изменили призывной возраст (ранее с 18 лет, сейчас с 20 до 27 лет) и прямо запретили направление солдат-срочников в районы, где ведутся боевые действия.
С прошлого года власть взяла курс на то, чтобы укомплектовать ВСУ контрактниками, которые проходят подготовку под руководством западных инструкторов. Постепенно проводилась демобилизация тех, кто был вызван в 2014–2015-м. В октябре с.г. Петр Порошенко заявил: «Я как президент и Верховный главнокомандующий могу доложить украинскому народу, что отныне ни одного мобилизованного на фронте, в зоне АТО, нет. Вооруженные силы Украины полностью должны быть укомплектованы добровольцами, воинами-контрактниками, хорошо подготовленными, мотивированными, обученными и обеспеченными».
Порошенко отметил, что с начала года на службу по контракту записалось более 60 тыс. человек. Динамику можно проследить по тому, что за предыдущие два года в ряды ВСУ пришло около 30 тыс. контрактников. Военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов сказал в интервью радио «Голос столицы»: «На сегодняшний день у нас сложились обстоятельства, позволяющие отказаться от волн мобилизации. И мы можем постепенно комплектовать вооруженные силы военнослужащими по контракту, соответственно переходить на профессиональную армию». Седьмую волну мобилизации в Украине не объявляли, хотя руководство государства регулярно уточняет, что это может быть сделано в случае резкого обострения ситуации в Донбассе или возникновения новых военных угроз для Украины.
Отчитываясь о демобилизации, президент отметил: «Очень важно, что за счет демобилизованных формируется более чем 100-тысячный резерв первой очереди». Однако эксперты отмечают, что государство не использует потенциал этих людей. Поэтому снова актуализировалась идея создания системы территориальной обороны и снова возникли споры о том, должны ли такие силы подчиняться региональной или центральной власти, из какого бюджета (местного, государственного или в определенной пропорции) их нужно финансировать, кто и по какому графику должен организовывать обучение и регулярные тренировки военнослужащих, какой должна быть система выдачи оружия и т.п.
Военный эксперт Святослав Стеценко считает, что все эти вопросы можно было бы решить, взяв в пример одну из европейских стран, где действует эффективная система территориальной обороны. Он пояснил, как должна выглядеть такая система: «Это когда мы имеем большой резерв гражданских лиц, которые прошли хорошую военную подготовку, умеют работать слаженно, знают, что им делать, готовы в короткий промежуток времени (до суток) прибыть в места формирования (сил территориальной обороны. – «НГ»), получить оружие и боеприпасы. Там поступить в подчинение военных командиров и немедленно приступать к выполнению боевых заданий: охрана и оборона важных объектов, коммуникаций, борьба с разведывательно-диверсионными группами противника, поддержка военного положения».
Еще недавно эксперты с сожалением говорили о том, что политические споры по большей части сводят на нет усилия по формированию сил территориальной обороны. Поэтому слова Дмитрия Яроша о том, что президент Порошенко внимательно отнесся к вопросу о создании резервной или добровольческой армии, многие сочли сигналом о том, что такой проект может быть реализован.
Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак сказал «НГ», что соответствующий законопроект снова может быть внесен в повестку дня Верховной рады, но вряд ли будет утвержден. «Власть видит в такой системе угрозы для себя. В обществе наиболее активно отстаивают идею создания территориальной обороны праворадикальные силы. Достаточно посмотреть на события 21 ноября (около сотни праворадикалов из числа собравшихся на майдане Независимости в годовщину начала акций протеста отправились громить офис российского банка и пытались поджечь офис общественной организации «Украинский выбор – право народа» Виктора Медведчука, которого считают пророссийским политиком. – «НГ») – те, кто наделен властью, опасаются дать оружие в руки таких людей», – сказал он.
Эксперт отметил, что некоторые представители центральной власти опасаются также усилить региональную власть, передав в подчинение местным администрациям вооруженные отряды территориальной обороны. Но все эти риски, по мнению эксперта, можно исключить при правильном подходе к созданию новой для Украины системы: «Территориальная оборона позволяет изменить подход к реформированию армии, отказаться наконец от советского наследия и сформировать по-настоящему сильные, мобильные, хорошо подготовленные вооруженные силы. Государству придется к этому прийти».
Киев