Спустя три года Виктор Янукович готов заговорить. Фото Reuters
Сегодня в Киеве отметят третью годовщину начала акций протеста, которые зимой 2013/14 года привели к смене власти в Украине. Сейчас угроза нависла над новой властью, пришедшей на смену команде Виктора Януковича. В обществе накопились вопросы по невыполненным обещаниям и претензии по поводу нарастающих проблем. Кроме того, у власти появились и сильные конкуренты, в числе которых рассматривается экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. В Киеве всерьез размышляют о вероятности нового майдана.
Напомним, 21 ноября 2013 года около 150–200 человек (в основном журналисты, блогеры, политологи, а также некоторые политики) вышли на центральную площадь Киева.
Так они выразили протест против принятого в тот день правительством Николая Азарова решения отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. До конца месяца в центре Киева собирались в основном студенты и активисты общественных организаций. Акции проходили спокойно и мирно. Их участники призывали власть подписать соглашение с ЕС, провести в стране реформы – в экономике, политике, в правоохранительной и судебной системах – по европейскому образцу.
Активность на майдане шла на спад, когда представители власти решили силой разогнать митинг. Формальным поводом была объявлена необходимость установить новогоднюю елку. На сотню остававшихся на майдане активистов были брошены силы спецназа. После этого с 1 декабря начался настоящий майдан: тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против произвола власти и с требованием о безотлагательных реформах.
Кризис достиг пика в феврале. Противостояние в центре Киева завершилось бойней: за три дня на майдане были расстреляны 103 человека, пропали без вести (вероятно, тоже погибли) 166 человек, ранения и увечья получили более 1,5 тыс. человек. После этого президент Виктор Янукович сбежал из страны. Несколько месяцев обязанности главы государства исполнял Александр Турчинов. А в мае 2014-го на внеочередных выборах президентом Украины был избран Петр Порошенко.
В период майдана Порошенко не был в первых рядах политических лидеров. Переговоры с Виктором Януковичем вели тогда руководители партии УДАР Виталий Кличко (ныне – мэр Киева), партии «Свобода» Олег Тягнибок (партия не прошла в Верховную раду на выборах осенью 2014 года), партии «Народный фронт» Арсений Яценюк (экс-премьер-министр, партия которого до сих пор входит в состав парламентской коалиции). Юлия Тимошенко, выступающая сейчас в роли основного конкурента Петра Порошенко, после майдана только вышла из тюрьмы. Члены бывшей Партии регионов, казалось, вот-вот уйдут в политическое небытие, но они создали «Оппозиционный блок», который тоже способен сейчас составить серьезную конкуренцию власти.
Впрочем, и Тимошенко, и лидеры «Оппозиционного блока» имеют один общий недостаток с точки зрения избирателей – они давно в политике, поэтому интегрированы в ту систему, против которой восстал майдан. В этой ситуации сильным соперником и действующей власти, и ее конкурентам может стать Михаил Саакашвили, ушедший недавно в отставку с поста губернатора Одесской области и создающий партию «Рух новых сил».
Социолог Ирина Бекешкина ранее сказала «НГ», что Украина переживает кризис доверия к партиям. Те политические силы, которые брали на себя обязательства на майдане, не выполнили их. Партия майдана так и не появилась. Поэтому, по словам политолога Виталия Балы, в обществе нарастает настроение «агрессивного разочарования». Годовщина начала событий на майдане выступает катализатором этого состояния.
Праворадикальные, националистические силы, а также объединения участников антитеррористической операции в Донбассе на сегодня запланировали ряд мероприятий в центре Киева. В частности, состоится Народное вече и Марш революции. Заявлено участие 100 тыс. людей. Некоторые организаторы призывали участников брать с собой одежду и продукты, как на майдан 2013-го. Заявляли о том, что в 2016-м пора завершить революцию. Во избежание столкновений патрулирование центра Киева будет усилено.
Власть не объявляла о торжественных мероприятиях в центре Киева. Петр Порошенко, возглавив страну, подписал указ, согласно которому 21 ноября в Украине отмечают День достоинства и свободы. В прошлом году на майдане попытались провести концерт, однако его сорвали те, кто пришел помянуть погибших.
В деле о расстреле более 100 человек до сих пор не поставлена точка, хотя с 2014 года в Украине сменилось три генпрокурора. Представители следственной группы время от времени отчитываются публично о том, как продвигается дело. Некоторые бойцы «Беркута» были арестованы, но большинство числится в розыске.
На 25 ноября, как сообщают украинские СМИ, согласована дата допроса (в режиме видеоконференции) Виктора Януковича по делу о событиях февраля 2014 года. По словам адвокатов, сбежавший украинский президент готов дать показания, но требует организации очной ставки (тоже в режиме видеоконференции) с Петром Порошенко. Сам Порошенко в конце прошлой недели шесть часов общался со следователями. О чем был разговор – не сообщается.
Некоторые эксперты допускают, что допрос Януковича, если он на сей раз состоится, а его содержание будет обнародовано, станет сенсацией и, возможно, потрясением для рядовых украинцев. Теоретически он может приоткрыть завесу тайны над тем, что происходило в кулуарах власти в период майдана, кто и с какими вопросами посещал президентскую администрацию…
Но и без этой информации раздражители есть. Примечательно, что накануне годовщины майдана Апелляционный суд Киева освободил из-под стражи под домашний арест одного из бойцов «Беркута». Об этом сообщил начальник департамента специальных расследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк, который занимается расследованием расстрелов на майдане. Этот факт может стать дополнительным раздражителем для тех, кто сегодня соберется в центре Киева.
Несмотря на разочарование и недовольство, большинство украинцев не хотят нового майдана. Это, по словам политологов, объясняется в первую очередь опасениями, что дестабилизация будет использована внешними силами. Еще одним сдерживающим фактором является война в Донбассе.
Не поддерживая радикалов и не доверяя власти, украинское общество пребывает в ожидании новых лиц. Объединяющим началом может стать список претензий к власти. Ведь обещания, данные на майдане, до сих пор не выполнены. Реформы в экономике превратились в затягивание поясов для большей части населения. Вместо заявленной деолигархизации произошла перетасовка старых и новых олигархов. Реформы правоохранительной и судебной систем находятся в зачаточном состоянии. Борьба с коррупцией свелась к лозунгам и вылилась в какие-то странные игры с коррупционерами. В политике общество так и не получило действенные механизмы контроля власти. Примечательно, что до сих пор не утвержден закон о процедуре импичмента президента (наличие такого закона в 2013–2014 годах позволило бы избежать восстания и человеческих жертв). А закон о выборах в Верховную раду до сих пор действует в той редакции (заведомо выгодной партии власти), которая была утверждена в период президентства Януковича.
Представитель общественного объединения «Слово и дело», кандидат философских наук Валентин Гладких заявил, по сообщению агентства УНИАН, что формальные обещания власть выполняет. Например, было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС. «Но если мы говорим о концептуальных обещаниях, то ситуация значительно сложнее. Они касались, например, очищения и обновления власти. Закон об очищении власти (о люстрации. – «НГ») был разработан, внесен, принят и вступил в силу. Но выполнил ли он ту функцию, которую должен был выполнить? То же самое касается закона о государственной службе, введение которого должно было открыть также определенные социальные лифты для молодых профессионалов и специалистов. Выполнена ли эта задача?» – сказал он.
Отдельно эксперт коснулся проблемы борьбы с коррупцией: «С одной стороны, были приняты соответствующие нормативно-правовые акты и созданы соответствующие структуры (Национальное агентство по предотвращению коррупции, Национальное антикоррупционное бюро, другие), уже речь идет о создании антикоррупционных судов. Сделано вроде немало. Но возникает вопрос: насколько эти институты способствовали уменьшению уровня коррупции?»
Фактически единственным достижением власти может стать отмена виз с ЕС. Это решение, как ожидается, будет озвучено на этой неделе в ходе саммита Украина–ЕС в Брюсселе. Однако социологи отмечают, что безвизовый режим – далеко не самый приоритетный вопрос с точки зрения общества. Несовпадение ожиданий и требований рядовых граждан с решениями и достижениями власти – одна из причин скрытого конфликта, назревающего сейчас в Украине.
Киев