В течение ближайших дней в Украине ожидается принятие ряда законодательных актов, которые предусмотрены Минскими соглашениями. Эти законы должны остановить в стране гражданскую войну. Но как предполагает бывший глава украинского правительства Сергей АРБУЗОВ, эти законы не будут приняты. По его мнению, высказанному корреспонденту «НГ» Андрею СЕРЕНКО, эксперимент, который проводится сегодня в Украине под руководством нынешней власти, уже обернулся для страны социальным геноцидом.
– Сергей Геннадьевич, как, на ваш взгляд, повлияют последние события в Европе – я имею в виду референдум в Великобритании о выходе страны из Европейского союза – на внешнеполитическ
– Я уверен, референдум в Великобритании – это только начало процесса, который повлечет за собой большие проблемы для самого ЕС. Посмотрите, Франция, Италия, Испания уже объявили, что ведут внутренний диалог со своим населением о дальнейшей трансформации Евросоюза. И прежде всего речь идет о самом принципе централизации власти в Брюсселе. Как говорится, процесс пошел. И здесь важен сам прецедент, когда одно из крупнейших государств Европы заявляет о своем выходе из ЕС.
Дело даже не в том, состоится или нет, этот выход. Важнее другое – то, что создан прецедент, то есть само желание расстаться с Евросоюзом. Очевидно, что пройти мимо этого факта, сделать вид, что это не так уж и важно для Евросоюза, не получится. Другими словами, в Европе возникла проблема, которую нельзя игнорировать. А эта проблема для Евросоюза куда важнее проблемы Украины, проблемы предоставления Украине безвизового режима. Поэтому проблема Украины отошла даже не на второй, а на десятый план. Просто для ЕС есть более важные задачи. Поэтому вопрос дальнейшей интеграции Украины в Европу, вопрос безвизового режима, на который так надеялись на Украине, а это ключевые вопросы внешней политики страны, будут отложены до лучших времен.
– Но в Украине, в украинских СМИ преобладает совсем другая трактовка. Большинство украинских экспертов полагают, что референдум в Великобритании никак не скажется на Украине, на ее внешнеполитическ
– Это неправда. Просто эксперты по-прежнему продолжают обманывать народ. И происходит это под неусыпным контролем власти. Обман идет сверху. Это не вопрос тактики, это вопрос стратегии, это вопрос выживаемости власти. Для нынешней власти цель – не улучшение жизни людей, народ – средство для достижения властью совсем других целей: сохранить себя и добиться абсолютной власти. А евроинтеграция в достижении этой цели – это такая «конфетка». Вот, мол, мы сделаем то, чего вы хотите.
Я был у истоков евроинтеграции Украины, поэтому я точно знаю, какие условия Украина должна была выполнить, чтобы подписать соглашение об ассоциации с ЕС, какие преимущества она должна была получить и что потерять. Я ни в коем случае не критикую саму идею вхождения в Большую Европу. Я о другом – о том, что при этом приходится терять. Еще в 2013 году мы решили не отказываться от ассоциации с Европейским союзом, а всего лишь остановиться на время, чтобы все взвесить. И тогда было понятно, что цель не оправдывает средства. Потому что мы теряли традиционный для нас российский рынок, должны были сворачивать экономические отношения с Россией, под которые, что называется, было «заточено» наше производство, и при этом нам открывался европейский рынок, к которому мы технологически были совершенно не готовы. И это отчасти объясняет почему, собственно, у нас не получилось подписать в Вильнюсе соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Были, конечно, и другие причины. Но это тогда сработала, как пусковой курок. Мы тогда остановились, и… произошел майдан.
А власть, пришедшая в результате госпереворота, майдана, в отличие от нас, обманывала народ, используя надежды людей на лучшую жизнь. Использовала в своих интересах, предлагая скорую евроинтеграцию. Сегодняшняя статистика показывает, что большого прироста по торговым отношениям с Евросоюзом не произошло. Да, сначала, когда открылся рынок, в начале 2015 года, даже был рост, а потом – минус. Украина так и не смогла выйти на европейский рынок более агрессивно, как предполагалось. Да, показатели по экспорту зерна увеличились, но это и так происходило, без евроинтеграции, а вот с готовой продукцией, переработкой, а не сырьем, не получилось. Нечего предложить. При этом треть населения, согласно статистике, опубликованной на самой же Украине, утверждает, что находится за чертой бедности. Таковы плоды правления нынешней власти.
– Что значит «находятся за чертой бедности»?
– Это когда нет денег на элементарные нужды. Значительная часть населения не может себе позволить купить мяса для приготовления пищи, многим приходится голодать – по официальной статистике есть целая категория населения, которая вынуждена голодать от одного до трех дней в неделю, потому что люди не могут ежедневно покупать продукты. И это не объяснить никакими лозунгами, никакой ложью, никакой пропагандой. То есть цель – евроинтеграция, о которой говорит власть, не оправдывает средства, которыми это предполагается достигнуть – через обнищание населения.
– Вы в свое время исполняли обязанности премьера страны, то есть хорошо понимаете не только то, что произошло, но, наверное, и то, что надо делать Украине в этой ситуации. Где же, на ваш взгляд, выход?
– Все очень просто. При правительстве Януковича почти половину торгового баланса Украины составлял торговый оборот с бывшими советскими республиками, то есть традиционные для Украины рынки. И прежде всего российский рынок. А это были инвестиции, рабочие места, это создавало условия для роста экономики. Поэтому надо перестать демонизировать Россию, постараться вернуться на российский рынок, восстановить экономические связи с другими республиками бывшего СССР.
Кроме того, страна не может иметь всего лишь одного кредитора – МВФ. Потому что при отсутствии выбора, где кредитоваться, правительство оказывается заложником МВФ, который выдвигает по сути кабальные, грабительские, если хотите, невыполнимые для Украины условия кредитования. Они, эти условия, разорительны для Украины. И прежде всего для населения. Рост тарифов ЖКХ, на котором настаивает МВФ, при отсутствии реального производства, рабочих мест, при галопирующей инфляции, разоряет простого человека. Но, к сожалению, в нынешнем украинском правительстве нет специалистов, которые понимали бы всю пагубность нынешней экономической политики.
– Но ваше правительство тоже критиковали за отсутствие экономических реформ.
– Правительство времен Януковича проводило реформы, были заложены капитальные экономические преобразования, но нам не дали их провести до конца. Мы ушли, и что? Стало лучше? Нет, экономика рухнула, страна потеряла часть территорий, на Украине идет гражданская война – таковы результаты двух лет работы нынешней власти.
История расставит все по местам, еще даст свою оценку тому, что было при Януковиче, что потеряли при Порошенко и определит, кто, действительно, виноват в разрушении страны, в том социальном геноциде населения, к которому привел эксперимент, который проводит над населением сегодняшняя власть.
– Социальный геноцид, о котором вы говорите, это все-таки результат ошибочной стратегии или сознательная политика власти?
– В большей степени это здравый расчет. Население, к сожалению, для власти – это средство достижения собственных целей. Украинская власть решила доказать, что Украину можно очень быстро перестроить, порезать, как говорится, по-живому. Но все оказалось намного сложнее. Легко получилось только поменять у милиции форму и назвать ее полицией, работать только с МВФ, бороться с коррупцией только на Фейсбуке. Наконец, демонизировать Россию. Вот эти все вещи – это все пафос. А в реальности – социальный геноцид населения. Говоря о президенте, о премьере, сначала можно было все это списать на ошибки, отсутствие опыта. Сейчас становится понятным: нет, это не ошибки, а сознательная политика власти, направленная на эксперимент со страной, который обернулся геноцидом населения. Четкий показатель этого – резкий рост суицидов в стране. Но власть, и это уже не ошибка, а именно сознательная линия, не может остановиться, продолжает этот эксперимент.
Как бывший руководитель правительства, я знаю, что президенту, премьеру докладывают о том, что происходит в стране, у них много источников информации. Но раз не принимают решения, а продолжают этот эксперимент, значит, делают это вполне сознательно. На самом деле все последние эпизоды борьбы с коррупцией, например, та же история с депутатом Онищенко, которого обвиняют в коррупции и хищениях, это не борьба с коррупцией, не борьба с хищениями, это просто перераспределени
– Вы хорошо знаете и по работе в кабмине, и лично нынешнего президента Петра Порошенко. Значительная часть его бизнеса находится в Украине, то есть он накрепко связан со своей страной. Неужели он не понимает, что после смены власти все, что сейчас происходит в стране, обернется против него? Тот же закон о спецконфискациях
– Почему не боится? Объяснений два. Первое. Каждый раз, когда усугубляется кризис, он и его команда разрабатывают политологические механизмы, которые дают возможность отвлечь население от существующих проблем. Универсальное средство – во всем виновата Россия, во всем виноваты ДНР, ЛНР, сепаратисты. И он надеется, что это будет происходить и дальше, а когда возможности обма
– И каковы же перспективы Украины в этой ситуации?
– На мой взгляд, ситуация будет ухудшаться. Это будет проявляться в виде дальнейшей стагнации экономики, ужесточении внутренней политики, при этом подконтрольные журналисты, прикормленные властью СМИ, будут утверждать, что все идет как надо, что необходимо еще немного потерпеть. И это может длиться годами.
Есть второй сценарий. Найдется на Украине человек, который, собственно, возьмет на себя роль руководителя оппозиции и договорится с кем-то из партнеров Украины вне страны, то есть с тем, кто поддержит его во время и после очередного переворота. А для переворота ситуация уже созрела. Вопрос лишь в том, когда это произойдет, и кто будет этот человек.
– Но вот сейчас в парламенте Украины должны принять пакет законов, которые позволят вывести страну из состояния гражданской войны...
– Я почти уверен, что имплементации Минских соглашений при нынешней власти не произойдет. Закон об амнистии, который принял парламент, на самом деле освобождает от уголовной ответственности только тех, кто служил в Вооруженных силах Украины, и не амнистировал тех, кто находился по другую сторону конфликта. То есть это по названию закон, который как бы принимается для реализации Минских соглашений, а на самом деле совершенно им не соответствует.
Того же надо ожидать и от принятия закона по выборам в ДНР и ЛНР. Он, скорее всего, принят не будет. А Западу покажут боевиков, окруживших здание Верховной рады. И можно будет сказать, что, мол, вот народ против, а Порошенко ни при чем. Но он-то как раз причем. Потому что все эти боевики управляются властью – МВД, СБУ, администрацией президента.
Внимательные наблюдатели уже давно приметили, когда власти выгодно, эти выступления бойцов так называемых добровольческих батальонов подавляются. А когда власти не выгодно, эти выступления не подавляются. Все происходит в зависимости от того, какая цель преследуется нынешним украинским руководством.