В ближайшие дни в Верховной раде будет сформирована новая правящая коалиция, которая выдвинет кандидатуру премьер-министра. Об этом в конце прошлой недели во время визита в Вашингтон заявил президент Петр Порошенко. В то же время в Киеве рухнули планы возродить старую коалицию. Поэтому пропрезидентская и пропремьерская фракции задействовали запасной вариант.
По итогам парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2014 года, коалицию сформировали пять партийных фракций – «Народный фронт» Арсения Яценюка, Блок Петра Порошенко (БПП), Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
Владимир Гройсман остается кандидатом в премьеры. Фото Reuters |
Первыми о выходе из состава коалиции в начале сентября 2015-го заявили радикалы. Они выступили против настойчивых попыток президентской команды провести конституционную реформу в соответствии с Минскими соглашениями. В феврале 2016-го ряды коалиции покинули «Батькивщина» и «Самопомощь». Две политические силы увидели сговор власти с олигархами в том, что парламенту не удалось отправить правительство в отставку.
С тех пор в Верховной раде нет дееспособной коалиции, а поэтому правительство не опирается на поддержку парламентского большинства. И политики, и эксперты признают: в стране второй месяц длится политический кризис.
В марте обсуждалось несколько вариантов возрождения коалиции. «Самопомощь» категорически отказалась возвращаться в ряды большинства до тех пор, пока не будут выполнены первоочередные требования: отставка генпрокурора Виктора Шокина, смена состава Центризбиркома, утверждение нового закона о выборах в Верховную раду (не по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, как в 2014 году, а по открытым партийным спискам). Из этого списка было выполнено только первое требование. Кто придет на смену Виктору Шокину и как будут выбирать нового генпрокурора – пока неизвестно. Два других вопроса, решения которых требует «Самопомощь», отложены в долгий ящик.
«Батькивщина» и Радикальная партия тоже выдвинули свои условия, выполнение которых позволило бы этим политическим силам вернуться в ряды коалиции. В первую очередь речь идет о запрете на продажу земель сельхозназначения, о мерах социальной защиты населения, поддержки малого и среднего бизнеса. Но партия Ляшко дополнила свои требования также вопросом о выходе Украины из Минских соглашений.
Переговоры о смягчении требований длились всю прошлую неделю. Некоторые представители пропрезидентской фракции считают, что Тимошенко и Ляшко прикрывают публичными требованиями свои настоящие мотивы. По их мнению, «Батькивщина», заявившая, что не будет делегировать своих представителей на должности в органах исполнительной власти, делает вид, что готова вернуться в коалицию, а на самом деле стремится к досрочным выборам. «Радикальная партия играет свою игру, ожидая, когда все рухнет и их попросят вернуться в коалицию в обмен на кресло спикера Верховной рады», – уверен член фракции БПП Мустафа Найем.
Проблема в том, что кресло председателя парламента уже обещано «Народному фронту», лидер которого потеряет должность премьер-министра в случае формирования новой коалиции. А единственным кандидатом на пост премьер-министра уже вторую неделю считается спикер парламента Владимир Гройсман. Известно, что уже проводятся переговоры о кадровом составе правительства. Однако публично сообщается только о кандидатуре будущего министра финансов. На эту роль приглашен бывший вице-премьер и глава минфина Словакии Иван Миклош. Гройсман внес на рассмотрение Верховной рады специальный закон, позволяющий Миклошу в виде исключения не менять гражданство после назначения на должность в украинском правительстве.
Примечательно, что с коалицией ни это решение, ни другие кадровые вопросы не обсуждались. Поскольку коалиции не существует. Получилось, что решения принимаются в узком кругу членами президентской команды.
Главное, о чем говорят в Киеве, – это о концентрации власти в руках главы государства. Только что вошедший в состав БПП депутат Александо Бригинец сказал украинским журналистам, что уже решенный вопрос о назначении близкого к Порошенко Гройсмана на должность главы правительства является опасным политическим решением. «Это как раз консолидация ответственности на одной политической силе. Здесь есть большой риск. Если это удастся и приведет к победе – прекрасно. Если нет – понесет за собой поражение и президента, и крупнейшей фракции (БПП. – «НГ»). Как правило, ни одна демократическая сила не брала на себя такую ответственность, пыталась уклониться от нее», – пояснил он. Мэр Львова Андрей Садовый ранее в интервью газете «Сегодня» сказал, что глава государства уже сконцентрировал в своих руках львиную долю власти в стране, осталось только возглавить правительство: «Он (Порошенко. – «НГ») сегодня имеет самую большую фракцию, он сегодня имеет самое большое влияние в стране. Он говорит, что ему не хватает еще чего-то. Ну, так пусть возьмет…»
В США Порошенко заявил: «После возвращения мы сможем объявить о формировании новой коалиции, поддержке предложения нового премьера и нового состава правительства. Мы не будем затягивать. Речь не о неделях, а о днях или даже часах». Глава президентской администрации Борис Ложкин в интервью телеканалу «Украина» в субботу уточнил, что не имеет значения, сколько политических сил сформируют новую коалицию: «Не идет сейчас речь, что коалиция будет создана «на двоих», «на троих» или «на четверых». Продолжаются переговоры между фракциями парламента, и я очень рассчитываю на то, что все сознательные депутаты, все фракции, которые думают о судьбе страны, о том, что нам необходимо активизировать проведение реформ, примут участие в создании новой коалиции. Какой она будет, мы это увидим, я думаю, в ближайшие дни».
Ложкин напомнил, что от переформатирования власти, которое поставит точку в правительственном кризисе, зависит западная финансовая помощь Украине.
Не сумев договориться с бывшими союзниками, команды Порошенко и Яценюка задействовали запасной сценарий. С прошлой недели они пытаются пополнить свои ряды депутатами, которые ранее были исключены из других фракций или были избраны в мажоритарных округах. Представитель БПП Вадим Денисенко в пятницу сообщил, что для формирования простого большинства (226 человек) двум фракциям не хватало всего семи-восьми депутатов. «Сейчас очень активно ведутся различные переговоры на разных уровнях. Я думаю, что к выходным… количество людей будет», – сказал он.
Другой депутат от БПП Сергей Лещенко в то же время сказал журналистам в кулуарах парламента, что в пропрезидентской фракции назревает бунт, поскольку привлечение новых членов проводится без какого-либо согласования с теми, кто был избран по спискам БПП: «Я в шоке был, если честно… Есть же хоть какая-то элементарная культура, элементарное уважение к членам фракции». Лещенко отметил, что те, кто торопится во что бы то ни стало пополнить ряды пропрезидентской и пропремьерской политических сил в парламенте, не обращают внимания на мнение недовольных: «К бунту это приведет. Не просто к протесту во фракции, но к настоящему народному бунту. Просто вся страна это видит». Дело в том, что переводы депутатов из одной фракции в другую широко практиковались во времена президентства Януковича и вызывали всеобщее недовольство. Сейчас ситуация напоминает те времена.
По состоянию на вчера внеочередное заседание Верховной рады, планировавшееся на вторник, не было объявлено. Депутаты не исключали, что формирование коалиции и назначение нового правительства будет перенесено на следующую неделю. Яценюк на днях в очередной раз заявил, что готов сложить полномочия после формирования новой коалиции, однако заявления об отставке до сих пор не подал.
Директор Центра стратегических коммуникаций Валентин Войтков написал в своем блоге, что происходящее не позволяет говорить о разрешении политического кризиса в Украине: «Мы устраним симптомы болезни, но сама болезнь никуда не денется». Политолог считает, что формальное формирование коалиции и назначение нового правительства – следствие попытки законсервировать старую систему.
Киев