Бойцов «Азова», ранее считавшихся героями, теперь отлавливает СБУ. Фото Reuters
В Украине начинается новое громкое уголовное дело. СБУ подозревает одного из организаторов и активных участников прошлогодней блокады Крыма в работе на российские спецслужбы. Задержание Станислава Краснова, которого в СМИ называют руководителем общественной организации «Гражданский корпус Азов–Крым», обернулось протестами у здания СБУ в Киеве.
Краснов был задержан бойцами спецподразделения СБУ в ночь на понедельник. Вместе с ним в СИЗО попала его подруга – Оксана Шелест, имя которой стало широко известно в Украине весной 2013 года, за полгода до майдана. Тогда Шелест задержали у здания Верховной рады, где она во время акции протеста бросила снежком в депутата от Партии регионов Ирину Горину. Судили активистку не по статье о хулиганстве, ей инкриминировали покушение на жизнь депутата. Этот процесс стал одним из самых резонансных среди уголовных дел 2013 года, он в значительной степени повлиял на общественные настроения накануне майдана.
Краснов в тот момент проживал в Крыму, учился в Таврическом национальном университете им. Вернадского. Уже после майдана он рассказал, что с группой друзей-студентов разоблачил на полуострове преступную организацию, якобы имевшую высоких покровителей в Киеве и в Москве, занимавшуюся вербовкой крымчанок в секс-индустрию за рубежом. Местью за это Краснов объяснял ряд длившихся до середины 2014 года уголовных расследований против него и его товарищей. Некоторые из группы были арестованы, сам Краснов сообщал, что он находится в зоне АТО, у Донецкого аэропорта.
Активист часто становился героем украинских новостей. В разных СМИ его называли представителем разных праворадикальных партий и организаций. Наиболее часто упоминался добровольческий батальон «Крым». Однако с этим возникла путаница: выяснилось, что в 2014-м было создано несколько батальонов добровольцев с таким названием, один из них перешел в подчинение Минобороны, бойцы другого рассредоточились по разным батальонам, легализованным в рядах МВД или Минобороны. Еще одна структура, руководителем которой называют Краснова, вышла из зоны АТО и назвалась общественной организацией.
«Гражданский корпус Азов–Крым» появился в новостях в сентябре 2015-го, когда началась так называемая гражданская блокада Крыма. Речь шла о людях в камуфляже, которые не пропускали на полуостров грузовые автомобили. В одном из интервью в конце года Краснов похвалился, что блокада достигла своих целей: Крым был отрезан от поставок товаров и продовольствия с территории Украины, а также от нормального энергообеспечения. Правда, участники блокады продолжают настаивать, что не имеют никакого отношения к взрывам, вследствие которых были разрушены опоры ЛЭП между Херсонской областью и Крымом. Они обещали в 2016 году расширить рамки блокады, угрожали перекрыть возможность паромной переправы по Керченскому проливу. Сам Краснов неоднократно критиковал украинскую власть за недостаточно, по его мнению, активную позицию в вопросах принадлежности Крыма.
Многие товарищи Краснова связывают его задержание как раз с крымской блокадой. Пресс-секретарь полка «Азов», который тоже принимал в ней участие, Александр Алферов сказал украинским журналистам: «Возможно, перед весенней посевной Крым захотел включения электроэнергии или подачи воды. И очевидно, что такими действиями (арестами организаторов блокады Крыма. – «НГ») сегодня пытаются снять блокаду».
В Киеве сейчас озвучивают и версию о дискредитации праворадикальных групп, и предположение, что Станислав Краснов поплатился за конфликт с организацией «Украинский выбор», руководителем которой является Виктор Медведчук. В конце января радикалы сорвали круглый стол «Украинского выбора», призвав СБУ возбудить дела против его организаторов, коих сочли сепаратистами. Лично Медведчука в тот момент обвиняли в действиях, направленных против национальных интересов Украины. Политик последовательно призывал к отказу от создания зоны свободной торговли с ЕС и к евразийскому направлению интеграции Украины. Сейчас Медведчук входит в состав украинской группы, занимающейся обменом пленными. Учитывая его положение, многие бывшие члены добровольческих батальонов подозревают, что Медведчук является теневым посредником между украинской и российской властью. И предполагают, что он мог обратить внимание спецслужб на обидчика «Украинского выбора».
Один из активистов праворадикального движения напомнил, что поначалу делом Краснова занялась киевская прокуратура. 15 февраля, через две недели после событий в офисе «Украинского выбора», была озвучена официальная информация о том, что «в столице под прикрытием добровольческого батальона «Крым» действует незаконное вооруженное формирование, имеющее автоматическое оружие и взрывчатку». Затем к делу подключились спецслужбы.
В СБУ в понедельник состоялся брифинг, в ходе которого прозвучали громкие обвинения. Руководитель аппарата председателя СБУ Александр Ткачук заявил, что Станислав Краснов в 2014 году был завербован российскими спецслужбами, которым он передавал важную информацию – в частности, списки военных в составе полка «Азов». На брифинге сообщалось, что с «российскими кураторами» Краснов встречался на территории Белоруссии, где в последний раз побывал с 10 по 13 февраля. «Во время этой последней встречи в том числе обсуждались вопросы, связанные с возможным использованием той взрывчатки, которая была изъята в пригороде Киева (в момент задержания Краснова. – «НГ»)... Мы знаем фамилию этого гражданина РФ, у которого на связи находится Краснов, и у следствия имеются легализованные материалы, с которыми общественность мы будем знакомить по мере того, как следователи будут давать согласие на их обнародование», – сообщил представитель СБУ.
В ходе брифинга прозвучала информация о том, что еще одним заданием Краснова было убийство «одного из лидеров гражданской блокады Крыма». Представитель СБУ пояснил, что убийство должно было дестабилизировать ситуацию, чтобы подготовить почву для «атаки россиян» на Херсонскую область.
Представители добровольческих батальонов, знакомые с Красновым, называют обвинения в его адрес чушью. Уже в ночь ареста у здания СБУ начался стихийный митинг, участники которого зажгли файеры. Полиции пришлось перекрыть улицу Владимирскую. К утру лидеров акции протеста, среди которых были бывшие командиры добровольческих батальонов и депутаты Верховной рады, пригласили внутрь. Представители СБУ сообщили, что предоставили им убедительные факты, свидетельствующие об обоснованности подозрений в отношении Краснова.
Люди на улице в объяснения не поверили. К утру понедельника на двери здания СБУ в Киеве красовалась надпись: «СБУ – предатели», во Львове в то же время было обезврежено взрывное устройство, установленное у входа в местное отделение СБУ.
Товарищи Краснова заявили, что продолжат акции протеста. Известно, что на первых допросах Краснова присутствовал государственный адвокат. Юрист Андрей Мамалыга, утверждающий, что Краснов сам попросил его представлять интересы задержанного, увидел подзащитного спустя несколько часов. «Я был просто поражен…» – сказал он украинским СМИ, отметив, что Краснов был избит.
Вчера ситуация стремительно обострялась. Однако политический эксперт Тарас Чорновил отметил, что «дело Краснова», как и другие дела против людей, которых называют участниками АТО, не приведет ни к восстанию в Украине, ни к расколу общества. Он сказал, что украинцы давно запутались в том, какие батальоны легализовались в рядах МВД и Минобороны, а какие организации, прикрываясь названиями добровольческих батальонов, занимались бандитизмом.
Киев