Юлия Тимошенко опять в первых строчках рейтинговых списков. Фото Reuters |
Более половины украинского общества считают, что страна движется в неправильном направлении. В этом винят власть. Однако граждане не готовы к новым революционным выступлениям и не торопятся поддержать идею досрочного переизбрания даже Верховной рады. Если бы выборы были объявлены, в парламент прошли бы те же политические силы плюс еще не зарегистрированная партия Михаила Саакашвили.
Результаты соцопроса, проведенного Институтом Горшенина, показали, что в президентском рейтинге первое место остается за Петром Порошенко, хотя уровень поддержки заметно снизился с мая 2014 года. Тогда он набрал почти 55% голосов, одержав победу на выборах. Сейчас за Порошенко проголосовали бы 17,2%.
На волне недовольства ситуацией в стране и действиями власти на второе место вышла Юлия Тимошенко (15,9%), на третьей позиции с одинаковым результатом в 11,8% оказались два политика – мэр Львова, лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовый (11,8%) и лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
Вплотную к первой тройке приблизились лидер «Оппозиционного блока», бывший член Партии регионов Юрий Бойко (10,7%), а также ярый идеологический противник бывшей партии Виктора Януковича и ее осколков, экс-министр обороны Украины, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко.
Примечательно, что все названные политики, кроме Бойко, получили высокий результат и по итогам выборов в 2014 году, но в тот момент они сильно отставали от единственного лидера гонки – Порошенко. Так, Юлия Тимошенко, занявшая второе место, набрала только около 13%, третье место Олега Ляшко обеспечили чуть более 8% избирателей, а четвертый результат Анатолия Гриценко равнялся всего 5,5%.
Прирост показателей всех политиков обеспечили те, кто разочаровался в политике Порошенко. Наиболее заметно это отразилось на поддержке лидера «Оппозиционного блока». В 2014 году результат Юрия Бойко, исключенного из Партии регионов за намерение баллотироваться на выборах вопреки партийному решению, был на уровне статистической погрешности. Официально выдвинутый партией кандидат Михаил Добкин набрал тогда 3% голосов. Сейчас о Партии регионов практически забыли, а лидер «Оппозиционного блока» вырвался в первые ряды будущих кандидатов на пост президента.
Реальную конкуренцию старой команде украинских политиков, как считают эксперты, мог бы составить Михаил Саакашвили. Однако он не сможет принять участие в президентских выборах, поскольку его кандидатура не соответствует конституционному требованию о 10-летнем сроке наличия украинского гражданства и проживания в Украине. Зато партия Саакашвили, если она будет сформирована и надлежащим образом оформлена, смогла бы потеснить все старые украинские партии на парламентских выборах.
По данным Института Горшенина, условная партия Саакашвили отобрала бы от 0,5% до 2,2% голосов у всех участников гонки. Если бы такая партия участвовала в выборах, то получила бы второе место с результатом в 12,2%. На первом месте в любом случае оказалась бы львовская «Самопомощь», но без конкуренции со стороны партии Саакашвили она набрала бы 15,6% голосов, при такой конкуренции – 13,4%. «Батькивщина» Юлии Тимошенко получила бы соответственно 14% или 12,1%.
Далее места в парламенте распределились бы между такими силами (результат приведен при условии отсутствия или участия в выборах партии Саакашвили): «Оппозиционный блок» (12,8% или 11,3%); Радикальная партия Ляшко (12,5% или 10,3%), «Блок Петра Порошенко» (9,7% или 8,5%), «Свобода» Олега Тягнибока (8,6% или 7,3%), партия УКРОП, инициатором создания которой выступила команда бывшего днепропетровского губернатора Игоря Коломойского (6,3% или 6,1%), «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко (6,1% или 5,6%).
Все остальные партии, включая «Народный фронт» Арсения Яценюка, по данным февральского соцопроса, не преодолели бы пятипроцентный проходной барьер.
Эксперты обращают внимание на несколько деталей. Притом что более 70% украинцев выражают недовольство развитием ситуации в стране, они ориентируются на Порошенко как на лидера. Но в случае досрочных парламентских выборов готовы потеснить те партии, которые сейчас держат власть в своих руках. В украинской политике вперед вырываются те, кого эксперты считают радикалами и популистами. Это может свидетельствовать о высоком уровне протестных настроений.
Однако предпринятая на выходных попытка неких сил, назвавшихся организацией «Радикальные правые силы», организовать новый майдан не увенчалась успехом. Несколько палаток на майдане и костры, разведенные в урнах для мусора, пара сотен человек, принявших участие в митинге, который планировался как народное вече, – этим ограничилась акция протеста.
Депутат Верховной рады Александр Грановский, избранный от «Блока Петра Порошенко», отметил, что в 2004 и 2014 годах майданы объединяли миллионы людей, на площадях собирались десятки и сотни тысяч тех, кто выступил «против социальной несправедливости и диктатуры». «Сейчас мы видим полсотни людей с революционной риторикой и призывами к восстанию, без какой-либо программы и без понятных целей их акции», – написал он в блоге, предположив, что единственной целью мероприятия стал информационный резонанс. Политик отметил, что раздувание мифа о новом майдане является «безрассудной интригой в условиях политического и социально-экономического кризиса».
Украинские политики, не относящиеся к лагерю бывшей Партии регионов, но выступающие новой оппозицией действующей власти, отмечают, что продолжение нынешней линии может на самом деле привести к майдану. Одесский губернатор Михаил Саакашвили, который в разных городах Украины проводит все новые митинги, названные антикоррупционным форумом, призывает к перезагрузке власти. Выступая на днях в Черновцах, он заявил: «Сейчас наступил момент истины для всех политических сил, которые готовы брать ответственность за страну и отвечать перед народом. И момент истины для украинского народа, для всех нас. И для власти, для президента, для правительства, для Рады…»
Саакашвили пояснил, как видит ситуацию, сложившуюся после того, как парламент проголосовал за неудовлетворительную оценку деятельности правительства, но не смог отправить правительство в отставку, после чего стала разрушаться правящая коалиция. То есть сложилась ситуация, когда в Украине нет парламентского большинства, доверяющего правительству и ответственного за его деятельность, но кабмин продолжает работать. «Для меня выход один из этой ситуации – досрочные выборы в Раду, только досрочные выборы, только полное обновление политического класса Украины», – сказал Саакашвили.
Такой же точки зрения придерживается Юлия Тимошенко. Она заявила, выступая на днях в прямом телеэфире политического ток-шоу: «Лучше осознать, что у этого парламента – клановая основа и он не может создать правительство, которое не будет работать на олигархов. Нам нужно действовать немедленно и перезагружать всю систему власти. Немедленно».
Категорически против досрочных выборов выступает партия Яценюка. Во вторник премьер-министр на пресс-конференции в Харькове сказал, что «истерия по поводу предстоящих досрочных парламентских выборов» может закончиться «очень печально для страны». Он предлагает сформировать в Верховной раде новую коалицию, которая продолжит линию прежнего большинства. «Я заявил и заявляю, что готов в очередной раз протянуть руку президенту и его фракции. Мы 24 месяца проводили наиболее сложные и наиболее непопулярные реформы. И нельзя останавливаться на полпути», – пояснил Яценюк.
Проблема в том, что, судя по результатам соцопросов, граждане не видят настоящих реформ и не верят в реформаторские способности нынешней власти. По данным Института Горшенина, только пятая часть украинцев (21,2%) верят, что реформы в Украине проводятся, а 71,5% придерживаются противоположного мнения.
Если ранее многие готовы были пожертвовать своим благосостоянием ради улучшений в стране, то сейчас к материальным трудностям во имя успеха реформ готовы 22,1%, а 73,1% – не готовы. Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко отметил, что такие настроения – благоприятная почва для популистских политических проектов.
Киев