Количество мечетей в Киргизии превышает число школ. Фото с сайта www.kloop.kg
На юге Киргизии силовики задержали членов международной террористической организации, грабивших состоятельных людей. Награбленные средства должны были пойти на финансирование экстремистской деятельности.
По данным киргизского Госкомитета нацбезопасности, «преступная группировка занималась разбойным вооруженным нападением с целью дальнейшего завладения имуществом состоятельных граждан». Четверо из шести задержанных прошли боевую подготовку в лагерях международной террористической организации в Сирии. В результате обысков в домах задержанных обнаружены автомат Калашникова, 1760 патронов, ружье, газовый пистолет.
МВД Киргизии отмечает, что все задержанные являются членами религиозно-экстремистского течения «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад» и прошли подготовку по владению оружием, организации беспорядков и дискредитации власти с помощью информационных войн. Лидером группировки является житель села Кашкар-Кыштак, ученик бывшего местного имама, сейчас воюющего на стороне Исламского государства (ИГ – запрещенная в РФ организация) в Сирии.
Эксперты уже не раз сообщали о процессах сращивания религиозных экстремистов с криминалитетом и проникновения их в органы власти и силовые структуры. Киргизские силовики утверждают, что в некоторых селах экстремистские идеи «поддерживают целыми улицами». Судя по результатам обысков в домах, на подобных улицах поддержать идеи экстремизма люди готовы не только на словах – следователи находят в их жилищах оружие и боеприпасы.
Считая угрозу реальной, власти Киргизии пытаются адаптировать законодательство к новым реалиям. Депутат республиканского парламента Кыянбек Сатыбалдиев разработал законопроект, который предполагает наказание за терроризм и религиозный экстремизм для несовершеннолетних. Документ также оговаривает наступление ответственности для лиц с 14 лет. Свои идею депутат объясняет тем, что «среди лиц, распространяющих материалы экстремистского содержания, выехавших в Сирию для участия в военных действиях и оказывающих в той или иной форме пособничество этим лицам, немало 14–15-летних несовершеннолетних, которых в силу недостижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность, невозможно к ней привлечь».
Судя по всему, нововведения должны появиться и в информационной сфере. Накануне на сайте президента Киргизии появилось сообщение о создании экспертной группы по разработке проекта концепции информационной политики. Документ будет подготовлен «с учетом незыблемости принципов свободы слова и соблюдения требований информационной безопасности».
Дополнительные меры могут быть приняты и в религиозной сфере. По последним данным, количество мечетей в Киргизии превысило число школ – 2600 и 2207 соответственно. При этом часть религиозных учреждений получает финансирование из-за рубежа – деньги поступают из Катара и Саудовской Аравии.
По данным «НГ», дополнительную напряженность создают нарастающие противоречия между киргизскими мусульманами, придерживающимися традиционных, привычных для себя норм поведения и отправления ритуалов, и приверженцами так называемого истинного ислама, считающими местный подход к религии неправильным. В последнее время случаи конфликтов между этими группами участились.
Бишкек