Арсений Яценюк и Петр Порошенко разошлись во взглядах на украинскую политику. Фото Reuters
В Киеве кулуарно обсуждают вероятность неожиданного кадрового решения: на пост премьер-министра Украины может быть приглашен экс-глава МИД Швеции Карл Бильдт. На прошлой неделе он стал одним из главных гостей президента Петра Порошенко на украинском завтраке в Давосе.
До последнего времени считалось, что команда Порошенко вынуждена сохранять на посту главы правительства Арсения Яценюка, несмотря на нарастающее недовольство населения действиями кабинета министров. «Блоку Петра Порошенко» важен был каждый парламентский голос в поддержку конституционного раздела о децентрализации власти, а пропремьерская фракция «Народный фронт» – самая крупная в Раде.
Во-вторых, отставка Яценюка могла бы обернуться выходом его фракции из состава правящей коалиции, что грозило бы парламентским кризисом и досрочными выборами.
В конце января исчезли оба фактора, на которых держалось единство команды Порошенко–Яценюка. Выяснилось, что успешное голосование за конституционный раздел провести в ближайшее время невозможно: категорически против выступили фракции «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Радикальной партии Олега Ляшко и ряд внефракционных депутатов. Вчера, выступая на открывшемся после месячного перерыва заседании Верховной рады, Тимошенко пояснила, с каких позиций выступают противники реформы: «Изменения в Конституцию превратились в обслуживание кулуарных договоренностей между некоторыми украинскими и российскими политиками».
Украинский президент, уже зная, что голосования не будет, публично заявил, что децентрализация власти обязательно произойдет, поскольку в этом заинтересованы украинские граждане и этого требует евроинтеграционный вектор украинской политики. При этом Порошенко уточнил, что коль скоро речь идет также о выполнении Минских соглашений (в этом конституционном разделе упомянут особый порядок самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей), то украинская сторона поставит вопрос на голосование только после выполнения ряда обязательств противоположной стороной. В числе таковых Порошенко назвал отвод из Донбасса иностранных войск, разоружение формирований, созданных в защиту ДНР и ЛНР, передачу под контроль ОБСЕ, а затем Украины линии госграницы с РФ в Донбассе.
Премьер-министр Яценюк заявил, что вопрос о конституционной реформе нужно вынести на всенародное обсуждение. Президентская команда восприняла инициативы команды Яценюка в штыки. Советник главы государства Олег Медведев сказал, что их реализация привела бы к одному из двух одинакового негативных для Украины вариантов развития событий: «Возобновление боевых действий в Донбассе с риском его перехода в гораздо более масштабное военное столкновение с Россией… Другой вариант – это глубокая и безвозвратная заморозка конфликта».
Один из украинских политтехнологов сказал «НГ», что спор из-за референдума о конституционной реформе стал вершиной айсберга давно копившихся противоречий между командами президента и премьера. По его словам, в окружении Порошенко обращение Яценюка к народу восприняли как нечестный поступок: «Премьер, чьи действия в экономической сфере, за которую он несет ответственность, привели к падению его рейтинга до уровня 1–2%, пытается подправить ситуацию. Его проникновенное обращение к народу с предложением, чтобы люди сказали свое мнение по поводу Конституции, стало намеком: а президент ведь вас, люди, не спрашивал, он договаривался о реформе с кем-то там за вашей спиной…».
Вчера начало заседания Верховной рады превратилось в тотальную критику правительства. Представители разных фракций обрушились на Яценюка с претензиями по поводу состояния экономики. Итог выступлениям подвел глава пропрезидентской фракции Юрий Луценко. Он сформулировал требование парламента к кабинету министров: до 5 февраля подать на рассмотрение депутатов отчет о предыдущем этапе деятельности. «Под это можно провести собрание коалиции», – сказал Луценко, уточнив, что задача такого собрания – «нанять более эффективных исполнителей коалиционного соглашения».
В последние дни в Киеве обсуждается неожиданная кандидатура эффективного управленца. Говорят о шведском экс-премьере Карле Бильдте, который с 2006 по 2014 год работал министром иностранных дел Швеции. На этом посту он активно занимался вопросом сближения ЕС со странами Восточной Европы и созданием «евроориентированного клуба» в СНГ. Бильдт в 2008 году официально представил программу ЕС «Восточное партнерство».
Он внимательно отслеживал ситуацию в Украине после начала майдана. И занимал активную проукраинскую позицию в вопросах Крыма и Донбасса. В актив шведского политика в Украине записывают его участие в урегулировании конфликта в бывшей Югославии: в 1995–1997 годах он занимал пост спецпредставителя ЕС в этом регионе, а в 1999–2001 годах был специальным посланником генсека ООН на Балканах.
В одной из своих статей накануне прошлогоднего саммита ЕС в Риге Бильдт вспомнил о собственном опыте. «Два десятилетия назад международное сообщество вступило в завершающую фазу усилий по обеспечению мира в Боснии. Но были также затянувшиеся конфликты в Хорватии, в частности в Восточной Славонии, прилегающей к Сербии. Хорватские военные наступления, первые в начале мая 1995 года и вторые в начале августа, вернули обратно три из четырех секторов под протекцию Организации Объединенных Наций от сепаратистского контроля сербов. Но самая важная область, Восточный сектор в Восточной Славонии, осталась под твердым контролем сербов. И так же как сегодня президент России Владимир Путин относительно украинского вопроса, тогдашний президент Сербии Слободан Милошевич настаивал, что вопрос может быть решен только путем прямых переговоров между сербскими сепаратистами и хорватским правительством в Загребе. Реальностью, конечно, было то, что сербские сепаратисты полностью зависели от политической, военной и экономической поддержки Сербии Милошевича. И в конце концов Милошевич согласился на развертывание миссии и сил ООН, которым было поручено обеспечить демилитаризацию региона и возвращение суверенитета Хорватии, после реализации необходимых гарантий для проживающих там сербов», – написал Бильдт.
Он напомнил, что миссия UNTAES (Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема) стала успешной, хотя поначалу в нее никто не верил. И сделал вывод: «Если Россия серьезно относится к поиску решения конфликта в Донбассе, она должна была бы быть готова поддержать развертывание международной миротворческой миссии».
Идею международной миротворческой миссии для Донбасса активно продвигает команда Петра Порошенко. Поэтому эксперты не исключают приглашения Карла Бильдта на пост главы исполнительной власти Украины. Источники «НГ» отмечают ряд положительных моментов такого решения: ни одна из украинских политических сил не стала бы оспаривать назначение влиятельного европейского политика и никто не устраивал бы политических демаршей Петру Порошенко; Бильдт не имеет никакого отношения к украинским олигархическим группам, что избавило бы команду Порошенко от кривотолков; такое назначение улучшило бы имидж Украины в глазах Запада. При этом команда Порошенко получила бы контроль над экономическими процессами – по крайней мере на то время, пока иностранный премьер входил бы в курс дела. И вдобавок президент мог бы не опасаться политической конкуренции со стороны такого премьера.
Эксперты в Киеве отмечают, что действующее законодательство не запрещает правящей коалиции предлагать на должности в правительстве любые кандидатуры, даже не связанные с партиями, представленными в Верховной раде.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала не исключил, что президентская команда пригласит в Украину Карла Бильдта, но назвал такое гипотетическое решение ошибочным. «В таком случае украинский политический класс, не могу назвать их элитой, расписался бы в полной своей некомпетентности и беспомощности. Тем самым они дали бы в руки оппозиции даже не козырный туз, а джокер», – сказал он «НГ» Бала уверен, что в Украине есть люди, способные и достойные возглавить министерства и ведомства. Задача политиков – найти этих людей и делегировать во власть.
Киев