Штрафы на киргизских дорогах в основном взимаются «вручную». Фото с сайта www. knews.kg
Каждый гражданин Киргизии, включая стариков и младенцев, должен кредиторам страны по 570 долл. – таковы последние данные о состоянии национальной экономики. Дыры в госказне Киргизия затыкает главным образом за счет заимствований за рубежом. В ноябре в Бишкеке ожидают очередное поступление из Москвы – 30 млн долл.
Накануне киргизские чиновники озвучили свежие данные по состоянию экономики. Из оглашенных данных видно: Киргизия находится в затяжном кризисе, характеризующемся стагнацией в большинстве сфер. С начала года курс доллара по отношению к местной валюте – сому вырос почти на 20% и достиг отметки 73 сома за 1 долл. Чтобы сдержать скачки курса, Нацбанк за год осуществлял валютные интервенции 19 раз.
Дефицит бюджета составляет более 340 млн долл. Чобы оплатить социальные расходы, власти планируют сократить траты на инфраструктурные проекты – дорожное строительство и энергетику.
Дыры в госказне Киргизия затыкает главным образом за счет заимствований за рубежом. Развить собственное производство у страны не получается, как таковой программы реиндустриализации нет. Как следствие в Киргизии зафиксированы самые высокие показатели безработицы в СНГ (2,4%). Объем внешней торговли снизился на 18%, чистый приток долларовых переводов сократился на 28%.
Частично провалившие процесс подготовки к вступлению страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) чиновники и депутаты сейчас, столкнувшись с предсказуемыми трудностями, уже начали высказываться о том, что «ЕАЭС надежд не оправдал». Ответственность на себя, естественно, никто не берет.
Власти занимают деньги у международных организаций и государств. Особенно приветствуются гранты. В ноябре в страну поступит очередной подарок от России – 30 млн на пополнение казны. Больше всего сейчас Киргизия должна Китаю – сумма задолженности за год выросла на 6% и на сентябрь 2015 года равнялась 1,13 млрд долл. Всего внешний долг Киргизии равен 3,4 млрд долл. В пересчете на количество населения получается, что в среднем каждый гражданин Киргизии, включая стариков и младенцев, должен зарубежным кредиторам по 570 долл.
На фоне полупустой государственной казны надо отметить, что сами власти упускают весьма серьезные доходы. Часть налогов, сборов и акцизов в стране разворовывается. Это, например, касается алкогольной отрасли. Объем махинаций доходит до той стадии, когда руководители заводов, выпускающих алкопродукцию, заявляют об убыточности своей деятельности.
Вот, например, собираемость акциза на алкоголь. Этот показатель, по словам главы киргизских налоговиков Замирбека Осмонова, составляет лишь 49,7%. Попытки государства усилить контроль над производителями алкоголя встречают сопротивление – водкоделы отказываются от установки видеокамер и расходомеров. Как отмечает ИА 24.kg, налоговые посты, установленные на выездах с каждого из ликеро-водочных заводов, за год не зафиксировали ни одного нарушения, при том что в ходе рейдов по торговым точкам фискалы обнаружили более 220 тыс. бутылок контрафактного алкоголя.
Туда же можно отнести и штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Любой житель Киргизии подтвердит – культура вождения в республике такова, что, взимая штрафы на любом из оживленных перекрестков, можно за пару дней собрать весьма внушительные суммы. Сейчас это делается вручную – сотрудники ГАИ собирают штрафы, львиная часть которых идет не в казну, а в карманы людей в форме.
Попытки внедрить в стране автоматизированные системы натыкаются на ожесточенное сопротивление и саботаж – никто не хочет лишаться миллионных доходов. Провалом закончилась попытка внедрить электронную систему сбора оплаты за пересечение экономпоста при въезде на озеро Иссык-Куль (в тестовом режиме система показала, что реальное и декларируемое сборщиками количество машин отличается в разы). Не менее показательна судьба системы «Безопасный город», которая в автоматическом режиме фиксировала бы различные правонарушения. За три года по всей стране планировалось установить 1750 камер фото- и видеофиксации, радары, внедрить системы автопатрулей «Красный свет», «Пешеход», «Скорость», «Стоянка».
Проект, по официальным данным, был призван «снизить смертность и травматизм на дорогах, устранить поборы на дорогах со стороны дорожных инспекторов, реализовать принцип неотвратимости наказания, существенно пополнить бюджет за счет взысканных административных штрафов».
Тендер на реализацию проекта выиграла киргизско-российская компания, однако МВД Киргизии до сих пор отказывается подписывать соглашение с победителем, предлагая обратиться к молдавской либо китайской фирме. Обращения российских предпринимателей к руководству страны результатов не дали. Спор с участием судов разных инстанций, прокуратуры, общественных деятелей и экспертов длится уже 10 месяцев. Пока чиновники борются за доступ к финансовым потокам, бюджет Киргизии теряет миллионы долларов, а люди продолжают гибнуть на дорогах.
Бишкек