Бойцы батальона «Сич» собираются в Киев. Фото Reuters
Сегодня бойцы добровольческих батальонов Украины могут принять участие в акциях протеста в Киеве. Об этом сообщило издание «Левый берег», отметившее, что координация сбора происходит через соцсети. Осведомленные источники «НГ» утверждали, что информация не соответствует действительности. Но не исключали, что некоторые бойцы, находящиеся в увольнении или отпуске, могут принять участие в акциях с требованием честного расследования событий 31 августа у здания Верховной рады.
Напомним, в день голосования за новый раздел Конституции о децентрализации власти праворадикальные силы организовали акции протеста.
Наиболее активно вела себя партия «Свобода» Олега Тягнибока, которая год тому назад не прошла в Верховную раду. В ходе акции бывший боец поддерживаемого «Свободой» добровольческого батальона «Сич» бросил боевую гранату в ряды нацгвардейцев, охранявших здание парламента. Три человека погибли, 141 получил ранения, несколько человек до сих пор находятся на грани жизни и смерти.
На прошлой неделе решениями киевских судов были на два месяца задержаны 18 человек, подозреваемых в участии в массовых беспорядках. Человека, который бросил гранату, обвиняют в терроризме. Президент Петр Порошенко сразу же заявил, что кроме исполнителей должны быть наказаны и заказчики. Все представители украинской власти солидарны во мнении, что политическая ответственность за трагедию лежит на лидерах партий, организовавших акцию.
В прошлую пятницу Олег Тягнибок был вызван на допрос в МВД в качестве свидетеля. Еще несколько лидеров партии, по информации «НГ», фигурируют в деле в качестве вероятных организаторов массовых беспорядков. Среди них – бывший министр аграрной политики Игорь Швайка, а также депутаты предыдущего созыва парламента Юрий Сиротюк и Эдуард Леонов. Один из адвокатов, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что обвинения составлены наспех и содержат фактические ошибки. «Еще на прошлой неделе собирались принять решение о мере пресечения для Швайки, но перенесли на понедельник, потом – на четверг. Выяснилось, что судья, которая вела дело, внезапно заболела. Другой судья вроде не хотел брать это дело», – сказал он.
Игорь Швайка вчера, явившись в Печерский суд, на пороге сказал журналистам, что не исключает решения о взятии его под стражу. Он уточнил, что такое решение по закону может быть вынесено при наличии трех составляющих: обоснованного доказательствами подозрения в совершении преступления; существования риска для общества, если подозреваемый окажется на свободе; доказательства того, что арест не может быть заменен никакой другой более мягкой мерой пресечения. Швайка усомнился, что все это будет приниматься во внимание, поскольку в Украине осталась та же судебная система и сохранились те же принципы работы органов обвинения, что и до майдана.
Примерно такого же мнения придерживается еще один подозреваемый, Юрий Сиротюк. Он пояснил «НГ»: «Я первый выступаю за то, чтобы было проведено честное и прозрачное расследование. Применять боевое оружие в ходе мирной акции протеста, убивать людей – недопустимо. Но с другой стороны, и те, кто должен охранять общественный порядок, обязаны себя вести подобающим образом. Как проходили задержания? Некоторых хватали далеко от места событий, задержали целый автобус с участниками акции, которые не имели отношения к теракту, схватили даже водителя. Другим ломали руки, били, не допускали адвокатов. Мне предъявили два эпизода. Первый: вырвал дубинку и замахнулся ею. Но ни слова о том, что это произошло после того, как мне дубинкой разбили нос и еще брызнули в лицо из баллончика. Второй эпизод: фотография, на которой меня нет. Вообще нет. Но кто-то якобы опознал меня в другом, совершенно не похожем на меня человеке… Представители власти до решения судов выносили свои «обвинительные приговоры». Это мы строим демократическую страну, утверждаем европейские принципы? Нет, это напоминает ту систему, против которой восстал майдан. Поэтому сейчас принципиально важно провести настоящее, честное расследование и дать обществу все ответы на вопросы. В том числе – кому была выгодна, кому нужна была бойня у стен Верховной рады».
С этими вопросами уже неделю представители организаций, которые можно отнести к праворадикальным, пикетируют здания судов и следственных изоляторов. Сегодня, как предполагается, суды могут вынести решения о задержании организаторов акции. Накануне появилась информация о том, что несколько добровольческих батальонов якобы назначили сбор в Киеве.
Издание «Левый берег» процитировало сообщение, распространяемое среди бойцов батальона «Сич»: «Важно! Во вторник, 8 сентября в 10.00 всем бойцам батальона «Сич» срочно прибыть в расположение базы Киева». И другой документ, адресованный бойцам батальона ОУН (Организации украинских националистов): «В связи с незаконным содержанием под стражей и пытками бойцов батальона ОУН всем подразделениям и отрядам ОУН, находящимся в тылу, пребывать в готовности к выезду в Киев для мероприятий по освобождению наших собратьев. Фронтовые подразделения остаются на передовой». Обсуждение этой новости в Интернете позволяет предположить, что третьим адресатом революционных призывов может стать батальон «Торнадо», вокруг которого разгорелся громкий конфликт в июне. Несколько бойцов «Торнадо» были задержаны милицией по подозрению в убийствах, изнасилованиях, пытках, грабежах. К концу месяца глава МВД Арсен Аваков заявил, что ситуация прояснилась: к батальону претензий нет, а виновные, прикрывавшиеся статусом бойцов-добровольцев, понесут наказание.
Источник «НГ», знающий изнутри ситуацию в названных батальонах, пояснил, что они схожи между собой не столько идеологически, сколько внутренними конфликтами. «В батальоне «Сич», вошедшем в ряды МВД, давно назрел раскол между теми, кто намерен служить в милиции, и теми, кто хочет оставаться верным партии «Свобода». Батальон ОУН – в нем, кстати, было человек 200 – раскололся на тех, кто перешел в подчинение Минобороны, и тех, кто избрал путь «вечных революционеров». Последних возглавляет Николай Кохановский, который и подписал воззвание, цитируемое «Левым берегом». В «Торнадо» такая же ситуация. То есть если какие-то акции во вторник кто-то устроит, то это будут не батальоны, а отщепенцы. Человек 50–100, может, и придут», – сказал источник «НГ».
В батальоне «Сич» заверили «НГ», что приказ собраться на базе в Киеве никак не связан с расследованием событий 31 августа: «Проходит ротация. Все собираются на базе. Оружие бойцы получают только перед отправкой в зону АТО (Антитеррористическая операция - «НГ»). Никто с оружием по мирным городам не разгуливает». Собеседник «НГ» назвал сообщение о сборе для участия в акциях уткой: «Информация специально вброшена. Думаю, кто-то провоцирует…» Но он не исключил, что некоторые бойцы батальона, находящиеся в отпуске, могут в качестве рядовых граждан прийти к СИЗО или зданиям судов поддержать своих друзей и знакомых.
Несколько дней тому назад комбат батальона «Сич» Александр Писаренко рассказал в программе «Подробности» телеканала «Интер», что в таком же качестве бойцы батальона пришли 31 августа к Верховной раде: «Я, конечно, когда узнал, подъехал туда, под Верховную раду. Говорю: «Ребята, давайте, потихонечку собрались – и ушли». Но расходиться ребята не стали. Свободные люди, в отпуске. Имеют право».
Он отметил, что обвинения против бойца Игоря Гуменюка, который якобы метнул боевую гранату, нужно доказать: «Может, не гранату он бросил. Может, камень, может, петарду. Раздавали петарды – бросали люди петарды… Та граната, которую показали, у нас их нет. Это РГО… Взять ее он мог – либо кто-то в Киеве дал, либо когда-то привез с собой. Сейчас в принципе ни для кого не секрет, что найти оружие в Киеве можно. Очень много оружия в Киеве». Писаренко отметил, что располагает информацией о том, что гранату в нацгвардейцев бросили не спонтанно, что теракт готовился заранее: «Гранатометателей должно было быть больше. После первой гранаты просто испугались. Поняли, чем это может закончиться. Просто испугались, разошлись». Он отказался сообщить подробности в интервью, но заверил, что передаст сведения министру внутренних дел Авакову.
Эксперты в Киеве отмечают, что ситуация сейчас крайне опасна. Любая провокация может привести к непредсказуемым последствиям. Руководитель Международного института демократий Сергей Таран отметил, что развитие ситуации зависит от власти: «Необходимо наказать тех, кто организовал и совершил теракт, чтобы другие запомнили, что применять боевое оружие вне зоны боевых действий нельзя. Но тут принципиально важно провести расследование безукоризненно, чтобы его результаты ни у кого не вызывали никаких сомнений. А что касается политической ответственности, то партии, организовавшие акции и не сумевшие удержать ситуацию под контролем, конечно же, ее понесут. «Свобода», попытавшаяся сыграть на радикальных настроениях, может вообще лишиться политического будущего».
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко считает, что нынешняя ситуация не выльется в новый майдан. Он пояснил «НГ»: «Тема очень чувствительна, вокруг событий 31 августа много манипуляций и спекуляций. Но одно очевидно: ни общество, ни военные, включая бойцов добровольческих батальонов, не заинтересованы в дестабилизации ситуации в стране. Бунта не будет».
Киев