В Киеве прошел Марш независимости. Фото Reuters
Украинское общество изменилось за последний год, но государство опять стоит на пороге обновления. Это показало вчерашнее празднование 24-й годовщины независимости. Президент Петр Порошенко, приняв в Киеве военный парад, который проходил в форме Марша независимости, без оружия и техники, отправился в Берлин на встречу с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Вечером тройка планировала обсудить обострившуюся ситуацию в Донбассе и внутренние проблемы Украины.
В Киеве ожидали, что европейские партнеры пообещают Порошенко активизировать переговоры с Россией. Но при этом спросят о причинах незначительного успеха в проведении реформ и в борьбе с коррупцией.
По мнению специалистов, такая постановка вопроса справедлива, поскольку в Украине на фоне противостояния в Донбассе назревает новый внутренний кризис.
Его предвестниками можно считать результаты соцопроса, проведенного в конце июля Институтом социологии Академии наук Украины совместно с фондом «Интеллектуальная перспектива». Выяснилось, что доверие украинцев к новой власти, пришедшей после майдана, резко снизилось. В декабре 2014 года тех, кто поддерживал президента Порошенко, было на 5% больше, чем тех, кто не поддерживал. Сейчас баланс доверия/недоверия составляет минус 33%. По отношению к Верховной раде этот баланс составил в июле минус 63%. По-прежнему не доверяют украинцы судам, прокуратуре, милиции.
При этом впервые в украинской истории лидерами общественного доверия стали волонтерские организации – положительный баланс составил 44%. Даже Церковь, которая ранее традиционно занимала первое место в рейтинге доверия, сейчас отошла на второй план – число тех, кто ей доверяет, всего на 34% выше числа недоверяющих. Положительный баланс сложился в отношении Вооруженных сил Украины – ВСУ (+18%), добровольческих батальонов (+16%), за последние полгода социологи зафиксировали повышение уровня доверия к общественным организациям – баланс составил плюс 13%.
Директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко, анализируя эти данные в ходе круглого стола, отметил: «Рост доверия к волонтерским и общественным организациям и снижение поддержки государственных институтов являются признаком того, что общество саморазвивается, оно стало более прогрессивным, нежели государственный аппарат».
Эксперты отмечают, что это создает новую конфликтную ситуацию между обществом и отстающей от него властью. Если в сфере обороны государство год тому назад обратилось за помощью к гражданам, то, например, в экономике власть пытается управлять процессами по старинке, спуская решения сверху и навязывая их обществу. Поэтому, как считают в Киеве, в оборонной сфере за полтора года произошли разительные перемены, а в социально-экономической продолжается сползание к кризису.
Вчерашний парад-марш в Киеве продемонстрировал, как изменилась ситуация за год. Во-первых, само мероприятие было организовано не как раньше – чтобы порадовать власть и представить государственных мужей в выгодном свете, а с прицелом на то, чтобы рядовые граждане имели возможность поприветствовать бойцов, принимавших участие в антитеррористической операции. Среди 2,5 тыс. военных, одетых, кстати, не в парадную форму, были и курсанты, и представители боевых частей армии. Диктор, представляя участников марша, рассказывал, в каких боях они принимали участие, сколько наград получило воинское подразделение. На экраны на майдане Независимости выводились фотографии погибших бойцов.
Порошенко приехал на майдан из Софиевского собора, в котором утром представители всех конфессий провели совместный молебен о мире в Украине. В нем приняли участие высшие госчиновники. Бывшие члены Партии регионов, представляющие лагерь нынешней оппозиции, в то же время собрались в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где тоже проходил торжественный молебен. Лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко сказал по завершении: «Сегодня вся страна молится за мир и стабильность. И мы в первую очередь желаем прекращения военного конфликта и примирения сторон. Каждый день войны отбрасывает нас назад. Поэтому у нас все мысли и все молитвы – о мире и об окончании войны».
Украинский президент на майдане выступил с короткой речью, в которой тоже говорил о мире. Но не исключил, что придется воевать. Поэтому он не смог пообещать гражданам отмену военного призыва и очередных мобилизаций. Напротив, Порошенко сказал, что Украине придется укреплять армию: «Сегодня марш проходит без техники и оружия. Но еще позавчера в Чугуеве большую партию, крупнейшую за всю истории Украины, танков, бронетранспортеров, БМП, автомобилей, гаубиц, зенитно-ракетных комплексов, артиллерии мы отправили на передовую. К концу текущего года мы поставим в ВСУ еще более 300 единиц бронетехники, 400 боевых машин, 30 тыс. ракет и боеприпасов».
Смысл речи Порошенко свелся к тому, что борьба за украинскую независимость еще не завершена. Главной угрозой украинский президент снова назвал Россию. Говоря о случившемся год тому назад котле в Иловайске, Порошенко пояснил, что его причиной стало «прямое военное вторжение со стороны России». Он уточнил, что сейчас в Донбассе находятся «9 тыс. российских военнослужащих», и не исключил расширения зоны боевых действий.
Примечательно, что накануне праздника украинское командование прогнозировало обострение ситуации в Донбассе. Всю неделю Служба безопасности Украины рапортовала о задержании граждан, которые якобы готовили диверсии в Одессе, Николаеве, Харькове, Киеве.
Вчера утром Служба внешней разведки обнародовала информацию о том, что на вечер якобы планировалась провокация в Донецке. К моменту сдачи номера в печать бои в Донбассе продолжались, но в целом их интенсивность несколько снизилась по сравнению с прошлой неделей. Никакого явного обострения не наблюдалось. В крупных городах Украины, где в ожидании диверсий власти усилили меры безопасности, ситуация была спокойной. Проходили торжественные митинги, фестивали, концерты. К вечеру эксперты с облегчением отмечали, что тревожные прогнозы не сбылись.
О том, что вокруг войны, в которой гибнут люди, ведутся политические игры, говорили вчера и на киевских улицах. Подозрения населения отразились также в соцопросах. Украинцы разочарованы не только в своей власти, но и в европейских партнерах: за последние полгода почти на 10% снизился уровень поддержки идеи полноправного членства в ЕС. Директор агентства «Рейтинг» Алексей Антипович пояснил в интервью «Эспрессо.TV», что Украина прошла пик евроинтеграционной эйфории в прошлом году. «Тогда преобладали эмоции. Сейчас – осознанный выбор. Некоторое разочарование украинцев вызвано тем, что люди ждали от партнеров, как и от украинской власти, не заявлений и деклараций, а конкретных действий. Но война затягивается, ситуация в экономике ухудшается – нарастает недовольство».
Результаты упоминавшегося опроса, проведенного Институтом социологии, демонстрируют, какие эмоции испытывает сейчас украинское общество. Говоря о будущем Украины, 44% выделили слово «надежда» (против 49% в прошлом году), 40% поставили галочку против слова «тревога» (против 45%), еще 23%, как и год тому назад, испытывают оптимизм, а 21% – страх (против 24% в 2014-м).
Эксперты отмечают, что новым для украинского общества явлением стал страх потери государственности – об этом заявили 52% граждан. Это важно, поскольку одной из главных претензий граждан к власти является промедление с реформами. Экономист Сергей Кораблин в статье для «Зеркала недели» подчеркнул: власть навязывает ложный тезис о зависимости текущей экономической ситуации от потери Крыма и войны в Донбассе. Он полагает, что за годы независимости ВВП Украины сократился на 35%: «Согласно данным Всемирного банка, это наихудший результат в мире за последние 24 года». И он был продиктован олигархической системой, которая изначально ориентировалась не на технологическое развитие, а на быстрые деньги за счет сырьевых отраслей. «За годы независимости страна утратила не просто отдельные предприятия и научные комплексы, а целые отрасли. Эпоха непрекращающегося передела чужой собственности, рэкета, откатов, рейдерства и крышевания стала звездным часом наименее разборчивых. Как в нравственном отношении, так и в технологическом. Из отечественной промышленности и лексикона исчезли такие понятия, как микроэлектроника, станкостроение, приборостроение. Без их сложной и дорогой продукции иссякли доходы, исчезли производства-смежники, оскудела казна, растворились международные ожидания и национальные перспективы», – считает экономист. Итогом, по его мнению, стала нынешняя экономика Украины – не просто сырьевая, придаточная, но затухающая. Полтора года после майдана показали, что нынешней власти решение этой проблемы не по силам. Именно поэтому снижаются и уровень доверия к госинститутам, и рейтинги политиков.
В Украине снова витает дух революции, но не на майдане, а в кадровом составе власти. Политолог Юрий Романенко считает, что на такой запрос общества могут откликнуться олигархи, которые тоже уже не хотят существовать в старой рухнувшей системе. «Ключевая проблема политической системы – отсутствие гаранта. Он не может быть внешним... Возникает вопрос – кто будет внутренним гарантом? Ответ: новая элита. Господа, она уже сформировалась в Украине. Она уже проникает в коридоры власти, она имеет четкое видение реформ и понимание места страны в будущем. Она созрела к тому, чтобы вкусить плод власти и взять на себя ответственность за страну», – написал он в своем блоге. По словам эксперта, недостающие ресурсы новой элите (в том числе лидерам общественных движений и волонтерских организаций) могут предоставить старые олигархи. А организационную и консультативную помощь окажет Запад.
Киев