Дыня на киргизских рынках – товар ходовой и по цене пока доступный. Фото с сайта www.azattyk.org
Девальвация казахстанского тенге рикошетом ударила по Киргизии. Пока что влияние не было особо крупным – на фоне известий об ослаблении казахской валюты на 30 с лишним процентов, киргизский сом потерял 5%. Киргизстанский Нацбанк обещает не допустить валютных шоков, но большинство экспертов сходятся во мнении, что обесценивание валюты не так резко и быстро, как в соседнем Казахстане, но произойдет.
События в Казахстане вызвали серьезное беспокойство не только в самой стране, но и в соседней Киргизии. Тема девальвации тенге стала главной в местном медиапространстве. Часть людей кинулась продавать имеющиеся тенге, остальные обсуждали в соцсетях и на кухнях, как скоро следует ждать падения местной валюты – киргизского сома.
Проводить знак равенства между тенге и сомом и ожидать повторения астанинского сценария в Бишкеке будет некорректно. Власти Казахстана проводили политику контроля курса тенге, в Киргизии сом уже давно имеет свободный плавающий курс. Плюс – сложилась уже некоторая традиция, если казахстанские власти «роняют курс» тенге резко, то киргизские предпочитают опускать сом постепенно, без резких рывков.
Мнения экономистов относительно судьбы сома в целом совпадают, большинство опрошенных признают неблагоприятную внешнюю коньюнктуру, усиливающиеся негативные тренды в собственной экономике, например снижение оборотов в торговле, рост отрицательного сальдо на ее внешнем направлении, «заморозки» на рынке недвижимости и т.п. Находящиеся в кризисе Россия и Казахстан, являющиеся основными рынками сбыта для республики (не считая золота), стали закупать меньше киргизской продукции. Часть местных производителей пытается переориентироваться на иные рынки сбыта, другие – работают над снижением издержек. Надежды на значительное улучшение экономической ситуации после вхождения страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) пока не оправдываются – прошло слишком мало времени, чтобы говорить о неких эффектах интеграции. К тому же процесс подготовки к ней и ее реализация оставляют желать лучшего.
Отдельно надо остановиться на теме переводов от мигрантов – объемы денег, высылаемых гастарбайтерами на родину, весьма значимы для экономики Киргизии, в прошлом году они составили 2,2 млрд долл., притом что местный ВВП равнялся 6,66 млрд долл. В первом полугодии 2015 года экономисты зафиксировали значительное снижение (–37%) объемов денежных поступлений из России и Казахстана. Учитывая, что именно из этих стран поступает наибольшее число переводов (Россия – 97%, Казахстан – 0,9%), продолжающееся ослабление рубля и тенге усиливает негативный тренд.
Добыча и экспорт золота для Киргизии являются подушкой безопасности, подпитывающей экономику валютой даже на фоне кризиса. По данным Нацстаткома Киргизии, в структуре экспорта за первые шесть месяцев этого года золото составило более 57%. При этом «без учета золота экспорт товаров снизился на 31,9% и составил 301,1 млн долл.». Учитывая прогнозы о том, что стоимость желтого металла в перспективе будет расти, значимость золотодобычи в республике будет увеличиваться.
Несложно понять, почему вокруг наиболее крупного рудника в стране – «Кумтора» – постоянно идут споры и скандалы. Страна беднеет, количество распределяемых между элитными группировками ресурсов сокращается, немногочисленные объекты, генерирующие валютную выручку, становятся все ценнее. Судьба рудника остается подвешенной. Парламент не может решить, чего хочет – национализировать рудник, конфисковать, создать на его базе совместное предприятие. Каждый из этих вариантов имеет свои минусы и плюсы, а также своих лоббистов. Но на фоне нестабильности снижается инвестиционная привлекательность страны.
Традиционно для Киргизии летом, в разгар туристического сезона, курс сома укрепляется, рубль и доллар – слабеют. Уже в сентябре-октябре сом обычно слабел на 5–10%. Этой осенью на курс сома будут влиять сразу несколько факторов – негативное влияние мирового экономического кризиса, ослабление местной экономики, снижение объемов переводов мигрантов, а также приближающиеся выборы.
На начало октября в стране назначены выборы в парламент, наибольшие шансы на получение мандатов – у партии власти. Наверняка президент Алмазбек Атамбаев и его команда попытаются не допустить значительного обесценивания национальной валюты до выборов. После них сом, вероятно, ослабеет. Если сейчас за 1 долл. в Бишкеке дают около 65–68 сомов, то к концу года он может подорожать до 80.
Бишкек