Казахстан открыл Киргизии свою границу в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 12 августа, но проблемы, возникшие сразу же после торжественного праздничного мероприятия, сохраняются уже пять дней. Речь идет о пробках на киргизско-казахстанском пограничном посту Кордай–Ак-Жол. Вместо облегчения перехода границы киргизские граждане столкнулись с внушительными очередями, обойти которые можно, лишь оплатив «входной билет».
Официальные лица утверждают, что проблема решена. По данным киргизского правительства, «ситуация на киргизско-казахстанском участке границы на КПП Ак-Жол стабилизировалась, пропуск граждан и автотранспортных средств осуществляется в штатном режиме».
На деле «штатный режим» выглядит как длинная очередь из людей и машин. Такую картину можно наблюдать регулярно, лишь изредка толпа рассасывается.
В основном жалобы граждан касаются работы казахстанских пограничников и представителей иных силовых структур страны. По мнению очевидцев, проблемы с пересечением границ могут быть связаны не только с бюрократическими проволочками, нехваткой или недостаточной компетентностью персонала, но и с заинтересованностью сотрудников погранпостов в возникновении пробок. Предприимчивые служащие сначала создают проблему, а затем – за деньги решают.
Хотите пересечь границу быстрее – платите деньги. За относительно небольшое вознаграждение можно проехать по встречной полосе и ускоренно пройти досмотр автомобиля. Для грузоперевозчиков – ставка выше. Учитывая, что киргизско-казахстанскую границу за день пересекают десятки тысяч человек и тысячи машин, объемы теневого дохода могут исчисляться миллионами. Несмотря на регулярные ротации казахстанских сотрудников, система по «отъему денег» работает как часы.
В целом после окончательного вступления страны в ЕАЭС наблюдатели констатируют ощутимый рост объемов грузоперевозок из Киргизии в страны союза. Точной статистики пока нет, но очевидцы утверждают, что количество грузовых машин превышает обычный трафик в разы. Всплеск объемов может стать кратковременным эффектом от открытия границы, а может – постоянным явлением. Это зависит от состояния экономики Киргизии.
В страны ЕАЭС небогатая и небольшая среднеазиатская республика способна экспортировать сельскохозяйственную продукцию – дыни, арбузы, персики, инжир, картофель и т.п. Также речь может идти о продуктах переработки сельхозсырья – республика готова поставлять на рынок Евразийского союза качественные соки, сыры, чипсы, джемы и многое другое. Российским потребителям уже известна продукция местной легкой промышленности – киргизский трикотаж славится соотношением умеренной цены и неплохого качества.
При этом следует отметить еще ряд сильных сторон: Киргизия может похвастать избытком трудовой силы, владеющей русским языком, а также неплохим потенциалом в выработке электроэнергии.
Киргизские рабочие после вхождения республики в ЕАЭС получили в России права, равные с белорусами или казахстанцами, включая доступ к социальным благам. Теперь киргизский мигрант в Москве или, например, Новосибирске имеет право устроить своего ребенка в детский сад или школу, а сам – сходить в поликлинику.
Отдельно можно сказать о горнорудной промышленности. Экспорт добываемого в стране золота дает экономике неплохую подстраховку на случай экономических потрясений, однако сейчас эта сфера переживает вялотекущий кризис. Наиболее крупное предприятие по добыче драгоценного металла – рудник Кумтор (в 2014 году добыл 17,6 т золота) регулярно оказывается в центре скандалов, инициируемых чиновниками либо местными деятелями, желающими получить от инвесторов, владеющих месторождением, дополнительные финансовые отчисления.
В теории участие в ЕАЭС должно дать Киргизии серьезный шанс для развития экономики и, попутно, стабилизации ситуации в стране. Что получится на практике – пока неясно. По ситуации на киргизско-казахстанской границе можно предположить, что старые схемы заработка пограничников, доставляющие людям массу неудобств, искоренить будет сложно.
Бишкек