Ираклий Гарибашвили считает необходимой нормализацию отношений с Россией. Фото Reuters |
К санкционной войне Запада против России Грузия не присоединялась и не присоединится. Об этом в четверг заявил премьер-министр Ираклий Гарибашвили, подчеркнув, что всю ответственность за эту ситуацию готов взять на себя лично. Такова реакция грузинских властей на возможные намерения российской стороны вернуться к ограничению грузинского импорта ввиду его низкого качества.
Новый конфликт между Москвой и Тбилиси стал разгораться после того как ЕС распространил пресс-релиз о продлении санкционного режима против России до конца года. Среди участников «антироссийской коалиции» была упомянута и Грузия. Реакция Москвы оказалась моментальной. Вначале пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что российская сторона ознакомится с документом и сделает соответствующие выводы. А после этого на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству сельского хозяйства РФ проверить информацию о расширении состава участников санкций и в ответ должным образом «скорректировать положения продовольственного эмбарго России».
Приказ премьера был исполнен оперативно. Уже через день Роспотребнадзор выразил недовольство качеством алкоголя из Грузии, а Россельхознадзор – животноводческой продукции. В частности, в пояснении российской стороны фигурирует фраза о «систематических нарушениях технологии производства и недостаточном уровне контроля со стороны производителей и государственных органов Грузии».
Грузинская сторона предстала озадаченной. Официальные лица недоумевали, потому как в прошлом году, когда против России санкции только вводились, власти Грузии объявили, что воздерживаются от участия в экономическом противостоянии с Россией и вроде как были поняты Западом. Не собирались ввязываться в санкционную войну и сейчас, по-прежнему предпочитая держаться в стороне. Пока в верхах разбирались в происходящем, по полной программе выступила оппозиция. В частности, один из лидеров «Единого национального движения» Гига Бокерия обвинил «власть Бидзины Иванишвили в сознательном обмане населения». «Они вводили народ в заблуждение, уверяя в прогрессе в отношениях с Россией, стабильной открытости ее рынка, увеличении объемов поставляемой Грузией сельхозпродукции. Люди верили, увеличили площади виноградников, вложили средства. Теперь оказывается, что это не так, – Россия опять отказывается от нашей продукции. Ответственность за опасность разорения, перед которой стоят виноградари, крестьяне, полностью лежит на власти. Надо искать новые рынки, а правительство и безответственные политики не должны обманывать людей, рассказывая, что спасение Грузии в России», – заявил Бокерия.
Ситуация несколько прояснилась только после выступления спецпредставителя премьер-министра в отношениях с Россией Зураба Абашидзе. По его словам, продление санкционного режима странами Европы против РФ носит автоматический характер, а что касается Грузии, то она год назад поддержала только один пункт из полутора десятка, обеспечивающих антироссийские ограничения. «Речь идет об отказе от продукции, произведенной в Крыму и Севастополе. Это логично и закономерно в нашем положении, ведь мы требуем от мирового сообщества отказаться от торговли с Абхазией и Южной Осетией», – заявил Абашидзе. По его словам, подобная позиция Тбилиси тогда была встречена Москвой с пониманием и на экспортно-импортных операциях межу Грузией и Россией не отразилась. «Если Россия вернется к политике ограничения торговли с нами, то думаю, это будет неправильно с ее стороны», – сказал спецпредставитель премьера.
А сам премьер-министр выступил в четверг, когда, по некоторым данным, механизм эмбарго на грузинский импорт уже был запущен российскими структурами. «Лично я был и сейчас выступаю против присоединения Грузии к санкциям ЕС против России. Мы, конечно, примем во внимание замечания российской стороны, изучим претензии к качеству продукции указанных компаний и ответим на все вопросы… Но наша позиция в вопросе антироссийских санкций не изменилась. Мы поддерживаем только одну из них, которая касается продукции Крыма, а к остальным присоединяться не собираемся. Всю ответственность за последствия нашей линии я беру на себя», – заявил Ираклий Гарибашвили.
По его словам, Грузия очень дорожит тем, что восстановила торговые отношения с Россией, а теперь достигнутому прогрессу «угрожает элементарное недоразумение», «Ажиотаж носит искусственный характер. Не сомневаюсь и в том, что наши внутренние деструктивные силы не желают нормализации отношений и восстановления торговых связей. Тогда как в наших же интересах наладить добрососедские отношения с Россией. Этот процесс начат. Главной проблемой остаются Абхазия и Самачабло (одно из грузинских названий Южной Осетии. – «НГ»). Но в остальных вопросах мы последовательны в установлении добрых отношений», – заявил Гарибашвили.
Озабоченность грузинской стороны вполне понятна. В нынешнем году на российский рынок поставляли свою продукцию 45 производителей алкоголя. Экспорт грузинских вин и крепких напитков осуществляется в 35 стран мира, но основным по объему реализации рынком остается российский, даже несмотря на то, что Национальное агентство вина Грузии недавно сообщило о снижении поставок в Россию в первом полугодии на 59%. Причина – экономические сложности принимающей стороны. Но 59% – это далеко не абсолютная потеря российского рынка, угроза которого явственно встала перед Грузией. Впрочем, Тбилиси свое сказал, теперь слово за Москвой.