Петр Порошенко отверг обвинения во внешнем давлении на Верховную раду и ее спикера Владимира Гройсмана. Фото с сайта www.rada.gov.ua
На этой неделе президент Украины собирается направить в Верховную раду проект одного из разделов новой Конституции, посвященный децентрализации власти. Документ был предварительно утвержден в авральном режиме, фактически за неделю. Закулисно спешка объяснялась, в частности, стремлением Запада урегулировать конфликт в Донбассе. Поэтому на Киев якобы надавили: потребовали выполнить пункт Минских соглашений о конституционной реформе немедленно, без каких-либо предварительных условий. Однако лидер ДНР уже отказался от киевского конституционного «подарка».
В субботу Захарченко, по сообщению Донецкого агентства новостей, заявил: «Действия Киева – ничем не прикрытое нарушение Минских соглашений».
Он пояснил, что нормы проекта новой Конституции, прямо касающиеся Донбасса, не обсуждались с региональными лидерами. Глава ДНР опроверг прозвучавшее в тот же день заявление президента Украины о том, что представители Донбасса принимали участие в работе над конституционным разделом о децентрализации. «Со всей ответственностью заявляю – это не так», – сказал Захарченко.
Однако вопросы к проекту возникли не только у самопровозглашенных республик. Многие украинские политики тоже недоумевают, кто и когда написал проект. О том, что принципиально важный раздел Основного закона готов к рассмотрению, стало известно на прошлой неделе, когда украинская власть сообщила, что проект одобрен Венецианской комиссией.
Тут же выяснилось, что Венецианская комиссия сделала существенные замечания к документу. Как рассказал изданию «Левый берег» экс-глава украинского Центризбиркома Владимир Шаповал, европейские юристы действительно «похвалили проект в той его части, где он посвящен административно-территориальному устройству Украины и полномочиям тех органов местного самоуправления, которые избираются на выборах». Замечания же, по словам Шаповала, касались двух моментов, связанных с президентскими полномочиями в разрезе местного самоуправления.
В частности, возражения Венецианской комиссии вызвала новая норма о праве президента Украины досрочно прекращать полномочия местных советов и их руководителей. Такое право может применяться в случае, если местные органы власти выходят за пределы полномочий, установленных Конституцией и законом о местном самоуправлении. До сих пор такая норма тоже существовала, однако право роспуска местных советов принадлежало Верховной раде. Передача таких полномочий президенту, по мнению экспертов, де-факто подчиняет местные советы главе государства и создает новую президентскую вертикаль.
Те же опасения звучат и в связи с другой нормой – о праве главы государства увольнять префектов. Речь идет о новой для Украины должности, которая будет введена вместо нынешних глав областных государственных администраций, в просторечии называемых губернаторами. Функции префектов будут радикально отличаться от губернаторских полномочий. Член украинской Конституционной комиссии Игорь Когут пояснил: «У префекта и префектур несколько ключевых задач: надзор за соблюдением законов и Конституции органами местного самоуправления, координация деятельности на местах региональных подразделений центральных органов исполнительной власти, обеспечение реализации государственных программ и т.п.».
То есть префекты должны стать глазами центральной власти на местах, а не руками, распределяющими финансирование. Поскольку децентрализация предполагает финансовую и экономическую самостоятельность регионов, то в бывших государственных администрациях просто не будет необходимости. Их полномочия перейдут к исполнительным комитетам, формировать которые будут местные советы.
Владимир Шаповал пояснил, какие возражения Венецианской комиссии вызвало новшество о префектах: «В проекте написано, что префектов назначает президент по представлению кабинета министров. Но освобождает с должности президент по своему усмотрению. То есть опять строится президентская вертикаль».
Широкого обсуждения замечаний в Украине не было, как не было и обсуждения самого проекта децентрализации. Политический аналитик Сергей Рахманин написал в газете «Зеркало недели», что даже члены Конституционной комиссии не знали, какой именно проект глава комиссии и председатель Верховной рады Владимир Гройсман направил на рассмотрение европейских юристов. Все произошло молниеносно. «17 июня группу собрали в экстренном порядке, предложив оперативно согласовать… уже подготовленный проект», – сообщил Рахманин, отметив, что никто не получил ответов на вопросы, кем и когда был написан конституционный раздел о децентрализации власти. «Но уже через два дня Венецианская комиссия невероятно оперативно обнародовала свой вывод (обычно рассмотрение подобных документов у них занимает недели две как минимум). Что навело на мысль: консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы был участником игры, правила которой оказались неизвестны членам отечественной Конституционной комиссии», – написал Рахманин.
В прошлую пятницу украинская Конституционная комиссия собралась в таком же авральном режиме и утвердила проект. Были ли в нем учтены замечания насчет порядка роспуска местных советов и увольнения префектов, не сообщалось. По состоянию на вчера было известно, что предполагается трехуровневая система организации местной власти в Украине: общины (громады) на уровне села, поселка, города; районы, как и прежде; но вместо областного деления планируется ввести регионы.
Главным же новшеством этого конституционного раздела, которое, по мнению экспертов, объясняло спешку, стало введение в Переходные положения упоминания об отдельных районах Донбасса, наделенных особым статусом. Еще месяц назад члены Конституционной комиссии уверяли, что ни один регион страны не будет отдельно упомянут в Конституции, поскольку смысл децентрализации заключается как раз в наделении всех регионов широкими правами, сравнимыми с особым статусом. Теперь некоторые из них говорят, что упомянуть отдельно особый статус Донбасса пришлось, поскольку это предусмотрено Минскими соглашениями. Другие неофициально отмечают, что Запад оказал давление на украинскую власть, потребовав такого уточнения в проекте Конституции. Президент Порошенко категорически опроверг факт внешнего давления.
Ранее лидеры ДНР и ЛНР потребовали, чтобы украинская власть разговарвала с ними на равных. Украинская власть в ответ официально признала ЛНР и ДНР «террористическими организациями». С тех пор разговор зашел в тупик, хотя переговоры об урегулировании ведутся постоянно.
Эксперты в Киеве отмечают, что лидеры ЛНР и ДНР настаивают на расширении территории, наделенной особым статусом, до границ Донецкой и Луганской областей. А также требуют от Киева расширить понятие особого статуса, чтобы наделить Донецк и Луганск правом прямо влиять на решения украинской власти. «Они требуют уже не федерализации. То, о чем говорят, можно обозначить скорее как конфедерация», – сказал «НГ» политический аналитик Тарас Чорновил.
В то же время недовольство конституционными изменениями высказывают и в других украинских регионах.
Председатель правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук считает, что конституционная реформа провалится, если власть продолжит действовать кулуарно, не обсуждая свои планы с обществом.
Киев