На Международной конференции в поддержку Украины Петр Порошенко (в центре) призвал бизнесменов не преувеличивать риски. Фото Reuters
Зона свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС начнет действовать с 1 января 2016 года, несмотря на возражения России. Об этом заявили украинские лидеры и руководство Евросоюза по итогам состоявшегося в понедельник саммита. Вчера эта тема получила продолжение на Международной конференции в поддержку Украины. Готовясь через восемь месяцев полностью открыть торговые границы, Киев ожидает ухудшения отношений с РФ, просит европейских партнеров о помощи и при этом приглашает инвесторов.
Президент Украины Петр Порошенко, открывая конференцию, признал, что ситуация на востоке страны остается тяжелой и в любой момент может обостриться. Но призвал инвесторов «не преувеличивать риски с точки зрения безопасности». Он предложил западному бизнесу присмотреться к сельскому хозяйству, сфере информационных технологий, энергетике, авиационной промышленности.
Украинская власть второй день уверяла лидеров ЕС и европейских бизнесменов в том, что реформы, необходимые для улучшения инвестиционного климата, будут проведены. И сетовала на дефицит ресурсов, необходимых для реформирования. Кстати, на состоявшемся в понедельник саммите европейская сторона решила добавить 1,8 млрд евро к ранее выделенным около 6 млрд евро макрофинансовой помощи Украине.
Вчера премьер-министр Арсений Яценюк, выступая на конференции, сказал, что общая сумма западной макрофинансовой помощи составила около 30 млрд евро, включая кредиты МВФ и средства, перечисленные странами «большой семерки». Он поблагодарил Запад, но намекнул, что средств недостаточно. Яценюк пояснил, почему Запад должен увеличить финансирование: «Лучший способ победить российскую агрессию – это сделать Украину успешным примером реформ... для всех из постсоветского пространства». Он также уточнил: «Мы не просим просто денег – других займов, чтобы выплатить предыдущие. Это не работает. Лучший «план Маршалла» – инвестиции в Украину». Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ответил: «Реформы должны продолжаться, они должны быть достойны доверия, быстрыми и стабильными. Вы продолжаете реформировать страну, а мы продолжаем вам помогать. Вот такой у нас с вами договор».
Как известно, российская сторона возражала против ЗСТ между Украиной и ЕС в том формате, в котором соглашение было подготовлено командой Виктора Януковича и подписано уже президентом Порошенко. Предполагалось, что соглашение вступит в силу с ноября 2014 года. Учитывая обеспокоенность Москвы относительно того, что европейские товары беспошлинно хлынут на российскую территорию через Украину, Киев попросил ЕС отсрочить введение соглашения в действие.
Было принято решение перенести старт на 1 января 2016 года. ЕС, со своей стороны, продлил до этого времени введенный еще в марте 2014 года режим торговых преференций для украинских товаров. Речь идет о том, что ЕС в одностороннем порядке отменил ввозные пошлины на украинскую продукцию. Европейские же товары поставляются в Украину по старым правилам. Более того, в этом году правительство ввело дополнительный таможенный сбор в размере 5–10% на импортную продукцию. Арсений Яценюк пояснил, что такая мера позволит увеличить поступления в госбюджет и даст толчок развитию украинского производства: «Сократится число тех, кто торгует импортными товарами. Ну, не может быть такого, что Украина последние 20 лет – это один большой базар под открытым небом, который только торгует, а не производит».
Но чудес не произошло: падение ВВП Украины в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило, по оценкам Нацбанка, около 15% в годовом измерении. Эксперты Нацбанка отмечают, что шестой месяц подряд все базовые отрасли экономики вносят отрицательный вклад в Индекс производства базовых отраслей (ИПБО). Наиболее заметно ухудшается ситуация в таких сферах, как строительство, сельское хозяйство, торговля. В частности, темпы падения розничной торговли ускорились до 28,6% в годовом измерении (19,8% в феврале), оптовой торговли – до 18,3% (15,6% в феврале).
Общий внешнеторговый оборот Украины по итогам января–марта 2015 года составил 18,7 млрд долл. Как сообщила агентству УНИАН пресс-служба Государственной фискальной службы Украины, доля экспорта в страны ЕС составила 35%, импорта – 41%; доля экспорта в страны СНГ составила 18%, импорта – 25%. На экспорт в Россию пришлось всего 11% украинской продукции, импорт российских товаров составил около 18%. До крымских событий товарооборот с РФ составлял более 30% всех внешнеторговых операций Украины, несмотря на регулярно возникавшие в последние годы торговые войны.
Экономисты в Киеве говорят о том, что российский рынок для Украины перестал быть основным ориентиром. И ЕС не компенсировал эту потерю, несмотря на торговые преференции. Наиболее заметно сократился экспорт металлургии (в декабре 2014 года – на 13,1%, в январе 2015-го – на 31,7%). Эта отрасль, являвшаяся одной из бюджетообразующих, более других пострадала от кризиса в Донбассе. Наиболее заметный прирост по поставкам в Европу показали производители жиров и масла, поставщики древесины и изделий из дерева. Экспорт зерновых увеличился на 5%.
Квоты по многим товарным позициям, открытым европейской стороной для украинских товаров, остались незаполненными. Например, производители фруктовых соков и консервированных помидоров сочли квоты (по 10 тыс. т) незначительными и не оправдывающими усилия и затраты на лицензирование своей продукции по европейским правилам. Квоты на поставку отдельных видов молочной и мясной продукции еще не открыты, поскольку Украина не получила разрешения. Многие мелкие и средние предприятия, продукция которых могла бы быть востребована в ЕС (например, поставщики тары и упаковки), просто не знают, как подступиться к процессу оформления лицензий, получения разрешений и заключения контрактов.
Ранее экономист Александр Кошик отметил в комментарии «НГ», что европейский рынок не скоро компенсирует потерю российского, а на пути переориентации страну ждут тысячи банкротств предприятий. Он считает, что Украина не подготовилась к введению ЗСТ с ЕС. И в таком виде, в котором предполагается ввести соглашение в действие, оно произведет эффект цунами в украинской экономике. Хотя после потрясений станет выстраиваться новая структура бизнеса, но эффект от нее страна почувствует через несколько лет, в среднесрочной перспективе. Чтобы смягчить удар, ЕС выделит 110 млн евро на развитие малого и среднего бизнеса в Украине. В Брюсселе будет открыт консультативный центр в помощь тем предприятиям, которые заинтересованы в выходе на европейские рынки.
Украинская власть исходит из того, что лучше пережить бурю ради европейского будущего, чем тяготиться старыми и подверженными политическим рискам связями, тянущими экономику в прошлое. Неделю назад Украина, ЕС и РФ провели еще один раунд консультаций о последствиях введения в действие украино-европейской ЗСТ. Но к общему мнению не пришли, как следует из интервью постоянного представителя Украины при ЕС Константина Елисеева изданию «Зеркало недели». По его словам, российская сторона предложила еще на год, до 1 января 2017 года, отложить введение в действие ЗСТ между Украиной и ЕС. «Подчеркну: мы никогда не позволим, чтобы российская сторона получила право вето на проведение внутренних реформ в Украине. Почему я так говорю? Потому что анализ российских предложений относительно ЗСТ Украины с ЕС свидетельствует о том, что де-факто Россия хочет получить право вето на проведение реформ в Украине. Ведь хорошо известно, что Соглашение об ассоциации – это «дорожная карта» наших реформ», – отметил Елисеев.
Состоявшиеся в Киеве саммит и конференция показали, что ЕС осторожно оценивает результативность действий украинской власти и призывает ускорить реформы не только в плоскости дерегуляции экономики и борьбы с коррупцией, но также в политической сфере. В частности, требуется провести конституционную реформу, которая обеспечит децентрализацию власти. Все это нужно успеть до конца года. Время Ч наступит в момент введения ЗСТ между Украиной и ЕС.
Киев