Темира Сариева называют вероятным кандидатом на пост премьер-министра. Фото с сайта www.mineconom.gov.kg
Киргизия может не успеть вступить в ЕАЭС до 8 мая. Это заявление сделал на днях министр экономики республики Темир Сариев. По его словам, проблема в наличии спорных моментов – Киргизия просит предоставить льготы для китайских грузов, необходимых для развития инфраструктуры страны, а также настаивает на включении киргизской системы ветеринарного контроля в структуры ЕАЭС без проведения аудита.
Партнеры по ЕАЭС с такой постановкой вопроса не согласны. Ввезенное беспошлинно китайское оборудование вместо возведения инфраструктуры может уйти на продажу на внутренние рынки ЕАЭС, а система ветеринарного контроля Киргизии находится в удручающем состоянии и требует проверки. Само заявление министра однозначным признаком срыва вступления республики в ЕАЭС не является.
Скорее это один из элементов торга, ведущегося в процессе переговоров. При необходимости киргизские чиновники могут подготовить бумаги в сверхсрочном порядке. Неожиданности нет – эксперты не раз писали, что, решив пригласить Киргизию в ТС и ЕАЭС, Россия должна быть готова к срывам сроков, ожесточенному торгу и изменению позиции киргизских переговорщиков в последний момент.
Значительная задержка вступления Киргизии в ЕАЭС маловероятна. Помимо прочего нынешнему руководству республики придется столкнуться с недовольством граждан, которых власти более года убеждали в плюсах интеграции. По данным опроса, проведенного в Киргизии по заказу Международного республиканского института (дочерняя организация Республиканской партии США, глава – Джон Маккейн. – «НГ»), полностью или отчасти вступление республики в ЕАЭС поддерживают 75% опрошенных граждан. Доля противников интеграции составляет 14%. Главное, что привлекает граждан Киргизии в ЕАЭС, – возникающая возможность свободного передвижения и труда на территории Союза.
Свое заявление министр Темир Сариев сделал на фоне нарастающей нестабильности в Киргизии. Как и писала ранее «НГ», угроза отставки премьер-министра Киргизии реализовалась – Джоомарт Оторбаев ушел со своего поста 23 апреля. В принципе ничего неожиданного в этом событии тоже не было – премьеры и кабинеты министров в Киргизии меняются регулярно, а к тому же источники в правительстве не раз сообщали, что премьер «просится на волю».
Особенность этой отставки в фоне, на котором она произошла. Помимо премьера за последние три недели свои посты добровольно покинули министр финансов Ольга Лаврова, министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов, глава Фонда управления госимуществом Дуйшен Ирсалиев, руководитель ОАО «Кыргызалтын» Токон Мамытов. На следующий день вслед за премьером ушел и заместитель главы аппарата президента Икрамжан Илмиянов. Вал отставок, как подсказывает опыт, происходит в Киргизии обычно за день до смещения власти. А сейчас нет ни митингов, ни захваченных зданий, ни прочего «экстремизма».
Есть несколько версий, объясняющих причины массового бегства с властного олимпа. Первая: большая часть отставок связана с приближающимся (осталось около недели) вступлением страны в ЕАЭС. Чиновники, понимая, что подготовка к союзу проведена некачественно, предпочли уклониться от ответственности за последствия и самостоятельно «покинуть корабль», который в ближайшее время может попасть в экономическую и социальную бурю. Вторая: часть чиновников ушла со своих постов, чтобы эффективно подготовиться к парламентским выборам, намеченным на осень этого года. Борьба за посты в парламент обещает быть острой, а ресурсы по местным меркам задействованы значительные – есть шанс и место занять, и подзаработать. Третья: продолжающиеся споры вокруг золотоносного рудника Кумтор. По сути, последним заметным делом ушедшего премьер-министра стала протекция группы иностранных добровольцев-консультантов, которые, попав в совет директоров Centerra Gold – канадской компании, владеющей упомянутым рудником, якобы должны были защитить интересы Киргизии. Сыплющие обвинениями в адрес нынешнего менеджмента рудника, но не предъявляющие доказательств консультанты должного впечатления не произвели. Маневр оказался не слишком успешным, и часть киргизского чиновничества в ответ на попытку премьера протащить в совет директоров группу непонятных иностранцев встала на дыбы. Инициатива забуксовала.
Еще одна версия касается судьбы замглавы аппарата президента Икрамжана Илмиянова. Отставку этого весьма влиятельного чиновника, близкого президенту Алмазбеку Атамбаеву, отдельные эксперты связывают со скандалом вокруг крупнейшей русскоязычной газеты «Вечерний Бишкек», сотрудники которой обвинили именно Илмиянова в попытке рейдерского захвата.
Де-факто за неделю до вступления в ЕАЭС Киргизия оказалась в подвешенном положении – нет ни полноценного правительства, ни ясного видения того, куда идет республика, ни полной готовности к участию в интеграционном объединении. Отставка правительства породила угрозу распада правящей коалиции и роспуска парламента. Подобный, хотя и маловероятный поворот событий в момент вступления страны в экономический союз был бы очень некстати. Теперь в повестке дня – поиск нового премьер-министра, формирование нового состава кабинета министров. Среди вероятных глав правительства называются имена министра экономики Темира Сариева, первого вице-премьер-министра Тайырбека Сарпашева, вице-премьеров Валерия Диля и Абдырахмана Маматалиева, а также директора Государственной кадровой службы Аалы Карашева. Наибольшие шансы занять премьерское кресло у Темира Сариева.
Бишкек