Министр юстиции Украины Павел Петренко объяснил, для чего созданы антикоррупционные структуры. Фото с сайта www.minjust.gov.ua |
Сегодня-завтра президент Украины назначит главу Национального антикоррупционного бюро (НАБ). Это – новый орган по расследованию коррупции в высших эшелонах власти, создание которого прямо связано с выполнением требований майдана. Полгода назад украинская власть предполагала, что НАБ возглавит авторитетная личность. Сейчас на столе у президента лежит на выбор досье на двух кандидатов. Оба – украинские адвокаты. Эксперты спорят, не помешает ли это выполнить те обещания, которые власть дала на майдане. И что будет, если помешает.
Пакет законов, направленных на борьбу с коррупцией, был принят в середине октября прошлого года, за две недели до парламентских выборов.
Депутаты предыдущего созыва проголосовали за антикоррупционную стратегию до 2017 года, а также за создание в Украине двух новых органов – Национального антикоррупционного бюро и Национального антикоррупционного агентства.
Первый не входит в систему власти, работает абсолютно автономно, чтобы избежать какого-либо влияния на его деятельность. «НАБ – это правоохранительный, силовой орган, к компетенции которого будут относиться расследования именно коррупционных преступлений», – пояснил министр юстиции Украины Павел Петренко. По его словам, второй орган – Национальное антикоррупционное агентство – будет работать в структуре правительства, поскольку в его задачи входит превентивная работа (в частности, в законодательном поле) для предотвращения коррупции.
Правительство уже утвердило в своем составе антикоррупционное агентство. Оно занимается такими вопросами, как создание открытого реестра собственников недвижимого имущества, формирование открытой электронной системы декларирования доходов госслужащих, проверка законопроектов на соответствие антикоррупционному законодательству.
Эксперты отмечают, что все это важно, однако рядовых граждан больше волнует вопрос, когда же власть начнет реальную борьбу с коррупцией в верхах. Социолог, директор фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина сказала «НГ», что люди прямо связывают экономические и социальные проблемы с коррупционной системой власти. «Украинцы годами со стороны наблюдали, как действуют связи в политике и в структурах власти – тот кум, этот сват или брат. Они защищают «своих» и неплохо живут в своем тесном кругу. Вот это ощущение несправедливости, копившееся годами, и возродившееся чувство собственного достоинства стали движущими силами майдана», – сказала она.
Эксперт отметила, что проблема коррупции давно входила в десятку приоритетных для граждан Украины и с каждым годом поднималась все выше в этом списке: «Это – одна из болевых точек для общества». Взятки в детсаду, школе, больнице, в кабинете чиновника раздражают украинцев еще и потому, что они свидетельствуют о том, что государство не функционирует, как налаженный механизм, а коррупционная система строится сверху. Именно поэтому, как считают эксперты, активные украинцы увидели в евроинтеграции единственный способ сломать старую систему.
Ирина Бекешкина считает, что если новая власть не сделает этого, то в Украине возможна еще одна революция, несмотря на подписанное соглашение об ассоциации с ЕС. Она отметила, что тревожный сигнал для власти прозвучал в конце прошлого года, когда около 80% украинцев заявили, что в послереволюционный год уровень коррупции не снизился. «Если примерно треть граждан готова ввести смертную казнь для коррупционеров (притом что в Украине несколько процентов граждан поддерживает идею смертной казни как высшей меры наказания), то это свидетельствует о том, насколько болезненно общество воспринимает проблему».
Особенно ощутима она для бизнесменов. 57,2% из них считают, что ситуация с коррупцией осталась прежней, 27,7% заявили об ухудшении, а улучшение отметили только 15,1%. Об этом свидетельствуют обнародованные вчера данные анонимного опроса, проведенного среди руководителей украинских предприятий во всех регионах, кроме территорий Крыма, ЛНР и ДНР. Исследование проводили «Transparency International Украина», ПриватБанк, ООО «Аудиторская фирма «Прайсвотерхаус Куперс» и компания GfK Ukraine.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что и рядовые граждане, и бизнесмены в Украине возлагают большие надежды на Национальное антикоррупционное бюро. «Но это не всесильный орган, не всевидящее око. НАБ не заменит собой суды, прокуратуру, правоохранительную систему. Если они не будут реформированы, то деятельность бюро не будет иметь смысла: какой толк ловить за руку высокопоставленного коррупционера, проводить архисложное расследование, если его оправдают и отпустят на свободу, потому что «свои»? Нужен комплекс мер, сложная работа по разным направлениям (включая, кстати, деолигархизацию страны и налаживание прозрачных отношений между государством и крупным бизнесом), чтобы произошли перемены», – отметил он.
Таран считает, что на сегодня главными угрозами для Украины являются даже не война в Донбассе и не экономический кризис, «а олигархическая система и популизм». Он согласен, что попытка отвлечь внимание людей эффектными арестами мелких сошек и громкими заявлениями о создании новых антикоррупционных органов может плохо закончиться для власти. А новая революция в условиях войны угрожает и существованию государства Украина.
Учитывая все эти обстоятельства, власть чрезвычайно скрупулезно подошла к созданию Национального антикоррупционного бюро, и процесс затянулся. В феврале уже новый состав Верховной рады внес поправки в октябрьский закон о НАБ. Как пояснил в тот момент лидер фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко, новые депутаты предусмотрели не только наказание коррупционера, но и конфискацию его имущества, а также имущества связанных с ним лиц или юридических фирм.
Кроме того, депутаты уточнили процедуру назначения главы НАБ. Если первоначально схема предполагала утверждение кандидатуры Верховной радой по согласованию с главой государства, то после поправок в закон право назначить руководителя НАБ получил президент Украины. Но выбор он должен сделать из тех кандидатур, которые отберет конкурсная комиссия.
Такая комиссия была сформирована в начале января, ее члены проголосовали за назначение председателем главы меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова. С января комиссия собирала заявки на участие в конкурсе на должность главы НАБ. Почти две сотни кандидатов проходили несколько туров отбора. Критерии, по которым их оценивала конкурсная комиссия, прописаны в законе. Именно эти критерии, как отмечают сейчас эксперты, не позволили избрать на должность принципиально важного для Украины органа яркого и авторитетного кандидата.
В частности, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, которого осенью прочили на должность главы НАБ, даже не подавал документы. В законе сказано, что кандидат должен быть гражданином Украины, владеть государственным языком, иметь не менее чем 10-летний стаж юридической практики. А фаворит конкурса экс-федеральный прокурор и помощник генерального прокурора США, американец украинского происхождения Богдан Витвицкий не прошел из-за возрастных ограничений. Закон установил верхний порог в 65 лет для кандидата на должность главы НАБ.
В итоге к апрелю конкурсная комиссия отобрала две кандидатуры, соответствующие всем формальным параметрам. Финалистами стали адвокаты Артем Сытник и Николай Сирый. По данным украинских СМИ, первый до 2011 года работал в прокуратуре, а затем перешел к адвокатской деятельности. Второй был одним из защитников экс-премьера Юлии Тимошенко.
Ирина Бекешкина отметила, что авторитет конкурсной комиссии не позволяет усомниться в правильности и обоснованности выбора: «Но в этом вопросе все сложнее. Ведь речь шла не о выборе функционера, просто руководителя одного из госорганов, а о назначении на новую должность человека, являющегося моральным авторитетом для общества».
Сергей Таран считает, что имя нового руководителя не имеет значения: «Сенсация в другом: в Украине впервые проведен открытый и честный конкурс по отбору кандидатов на государственную должность. Несмотря на соблазны что-то «подправить», выбор кандидатов прошел в строгом соответствии с законом. Это – новое для Украины явление. Хорош или плох закон, но его надо выполнять. И вот – выполнили».
Президент Порошенко, встретившийся во вторник с двумя кандидатами, тоже вскользь сказал, что был против тех формальных ограничений к кандидатам, которые введены законом. Но придерживался законодательства и не вмешивался в процесс. Он пообещал до конца недели подписать решение о назначении главы НАБ и предложил будущему руководителю пригласить к работе иностранных специалистов. «Ключевой идеей Антикоррупционного бюро должна быть не месть и не расправа. Ключевым словом для вас должно быть слово «справедливость», – напутствовал он кандидатов. И пообещал, что отныне «индульгенции за коррупцию не будет, «зонтиков» по защите тех или иных коррупционных схем в Украине более не существует».
Замглавы президентской администрации Алексей Филатов сказал «5 каналу», что после назначения руководителя бюро начнется административный процесс. Согласно закону, нужно сформировать штат в 700 человек, создать региональные отделения НАБ. «Я бы не ожидал эффективности от Антикоррупционного бюро ранее конца этого года. Конец этого года – оптимистический срок», – сказал Филатов.
Эксперты отмечают, что громкие коррупционные скандалы в Украине разгораются сейчас и расследовать их нужно немедленно. Иначе к концу года – на фоне экономических проблем и тяжелого бремени высоких тарифов, роста цен, безработицы – терпения граждан может не хватить.
Киев