На фото плавка золота. Фото сайта «Кумтор Голд Компани» (www.kumtor.kg)
Глава Министерства финансов Ольга Лаврова ушла с поста, объяснив это тем, что достигла поставленных целей, стабилизировав экономику, сократив дефицит бюджета и отчасти выправив платежный баланс страны. Эта отставка не была бы столь интересной, если бы одновременно своих мест не лишились глава ОАО «Кыргызалтын» Токон Мамытов и председатель Фонда по управлению государственным имуществом Дуйшен Ирсалиев. Под угрозой оказалась судьба кабинета министров.
В очередную политическую турбулентность Киргизия вошла из-за споров вокруг золотого рудника «Кумтор». Прибыльное предприятие, генерирующее около 10% промышленного производства страны, является объектом скандалов с начала добычи золота в 1997 году. За эти годы инвесторы рудника – канадцы – хорошо познакомились с особенностями местного бизнеса. Договоры о работе предприятия неоднократно переписывались, делегации чиновников разных уровней и составов, а также проверяющие комиссии появлялись на нем с завидной регулярностью.
Потерявшие свои посты киргизские чиновники, уходя в оппозицию, брались за раскачку скандальной темы, обещая «отдать золото народу». Количество митингов, пикетов, а также перекрытий дорог с требованиями «национализировать/конфисковать/взять и отобрать силой рудник» за 18 лет превысило несколько сотен. Число статей в местных СМИ, а также противоречивых экспертных комментариев о судьбе «Кумтора» не пересчитать.
Есть две причины столь оживленной полемики по поводу золоторудного предприятия. Первая – это незащищенность права собственности в Киргизии. С кем бы и как бы инвесторы ни договаривались о вложении средств в киргизскую экономику, какие бы «самые окончательные документы» ни подписывали, можно не сомневаться, что условия сотрудничества будут пересматриваться неоднократно.
Вторая причина – само золото. Рудник «Кумтор» является одним из крупнейших в мире, его активы представляют лакомый кусок. Контроль над золотыми финансовыми потоками может позволить не только подзаработать, но и укрепить позиции на местном властном олимпе.
Проблема в том, что ни одна из борющихся за рудник сторон не может добиться окончательного успеха, установив над ним контроль. Мешают конкуренты, плюс сами инвесторы – канадцы. В результате споры продолжаются, порой приобретая отпугивающие потенциальных инвесторов формы.
Конечное решение по «Кумтору» местные власти и депутаты принять никак не могут. Нынешний глава правительства Киргизии Джоомарт Оторбаев, не найдя иного выхода из ситуации, предложил отказаться от совместного предприятия с канадской золотодобывающей компанией Centerra Gold Inc.
Премьер предложил сохранить действующее соглашение по проекту, заменив при этом менеджмент компании на «варягов» – введя от имени Киргизии в состав совета директоров Centerra Gold Inc группу иностранных специалистов. Идею в штыки приняли часть депутатов. Публично заявили протест, подав в отставку, упомянутые выше Токон Мамытов и Дуйшен Ирсалиев.
Пока правительство Киргизии пыталось каким-то образом разрешить спор вокруг месторождения, местные оппозиционеры провели курултай (совет) на юге страны. На небольшом по местным меркам мероприятии были заявлены следующие требования: «решить вопрос с «Кумтором» в пользу народа... возбудить уголовные дела в отношении некоторых представителей власти, выступающих в защиту иностранного инвестора», отменить решение о повышении тарифов на электроэнергию, привлечь к ответственности чиновников, «наносящих вред национальной экономике». Но так как юг не раз становился источником нестабильности, которая затем распространялась по стране, в Бишкеке внимательно следят за развитием событий после курултая.
Бишкек