Законопроект об олигархах вызвал в Верховной раде бурную реакцию. Фото с сайта www.rada.gov.ua
В Верховной раде зарегистрирован законопроект о деолигархизации Украины. В нем впервые определено понятие «олигарх». И указаны пять направлений, по которым государство, как предполагается, будет действовать, чтобы исключить влияние олигархов на политику и экономику. Авторами законопроекта выступили депутаты, условно представляющие майдан, – члены партии «ВОЛЯ», которая не смогла сформировать собственную фракцию.
Олигархом, согласно законопроекту, предлагается называть «лицо, имеющее влияние на политическую власть и возможность чрезмерного обогащения за счет монопольных секторов экономики, которыми это лицо завладело путем использования коррумпированного административного ресурса в ходе приватизационного процесса».
К этой категории отнесены также лица, обогащающиеся за счет «непрозрачного использования госсобственности».
Представители партии «ВОЛЯ» предлагают ряд небывало жестких мер, чтобы отстранить олигархов от власти. Во-первых, речь идет о тотальной проверке законности приватизации всех предприятий в металлургии, химической, нефтегазовой сферах, энергетике, машиностроении, телекоммуникационной отрасли. Предприятия, не относящиеся к названным отраслям, будут проверяться в зависимости от суммы сделки.
Депутаты отмечают, что за все годы независимости государство выручило от приватизации в 10 раз меньше средств, чем в итоге получили десяток богатейших семей, купивших госсобственность. Если выяснится, что цена продажи предприятий была занижена, олигархам придется доплатить за объекты, купленные по дешевке, предлагают авторы законопроекта.
Следующим направлением борьбы должна стать демонополизация. В законопроекте предусмотрены как изменения в полномочиях и организации работы контролирующих органов, так и жесткие ограничения для владельцев крупного бизнеса. В частности, предлагается запретить владение более чем 20% любого рынка, а также вертикально интегрированными компаниями, которые производят, транспортируют, хранят, продают продукцию.
Кроме того, владельцам крупного бизнеса предлагается запретить владение средствами массовой информации и банками. Считается, что такое «подсобное хозяйство» позволяет олигархам, с одной стороны, осуществлять схемы по сокрытию доходов и при этом влиять на финансовую систему государства, а с другой – манипулировать общественным мнением.
Исходя из причин, которые привели к формированию класса олигархов, авторы предусмотрели меры по ограничению влияния богачей на законодательную и исполнительную власть. В законопроекте содержатся нормы о запрете связанным с олигархами лицам занимать должности в госорганах и на госпредприятиях. Чтобы четко определить, кто является таким лицом, а кто нет, предлагается, чтобы создаваемое сейчас Национальное антикоррупционное бюро вело реестр украинских олигархов и всех связанных с ними лиц.
При этом законопроект предполагает возможности честного лоббизма. Для этого депутаты рекомендуют определить отдельным законом основы и правила лоббистской деятельности для крупного бизнеса.
Наконец, последним направлением деятельности по олигархизации должно стать отстранение олигархов от влияния на избирательный процесс и политические партии. В законопроекте сказано о необходимости утвердить новые правила, согласно которым выборы в Украине должны проходить только по пропорциональной системе и с открытыми партийными списками. Предлагается также запретить рекламу в СМИ и наружную рекламу партий, блоков и отдельных кандидатов.
Кроме того, речь идет о финансировании партий, принимающих участие в выборах, из госбюджета Украины. Последнее новшество в виде отдельного законопроекта, разработанного Министерством юстиции, уже зарегистрировано в Верховной раде. В этом, отдельном документе сказано: «Преодолению политической коррупции, при которой политические партии вынуждены искать средства для функционирования у олигархов и крупного бизнеса, может поспособствовать введение государственного финансирования партий. Об этом свидетельствует опыт многих европейских государств».
Министр юстиции Павел Петренко в интервью «5 каналу» признал, что для украинцев это новшество выглядит непривычно. «Естественно, рядовые граждане это воспринимают так: а почему мы должны финансировать партии из бюджета? Но отсутствие такого финансирования создает неравное положение и скрытую политическую коррупцию из-за непрозрачного финансирования партий. И это для простого украинца намного хуже, потому что потом та или иная политическая сила фактически должна выполнять какие-то лоббистские заказы спонсоров», – пояснил он.
Согласно законопроекту, государственное финансирование партий должно начаться с января 2017 года. Деньги из госбюджета будут выделяться по формуле: 0,01 размера минимальной зарплаты (установленной на 1 января предыдущего года), умноженного на число граждан, включенных в список избирателей на последних выборах в Верховную раду. Деньги должны направляться на предусмотренную уставом деятельность партии и на возмещение расходов на предвыборную кампанию. Речь идет о партиях, которые на последних выборах получили более 4% поддержки (при действующем сейчас 5-процентном проходном барьере).
«Расходы политических партий, связанные с финансированием их предвыборной агитации, осуществляются в размере фактически осуществленных расходов, но не более установленного законом размера избирательного фонда», – сказано в проекте.
Разработанный министерством закон устанавливает, что партии имеют право получать финансирование за счет членских взносов и добровольных пожертвований, максимальные суммы которых определены отдельно для граждан и для юридических лиц, а иностранное финансирование запрещено. За нарушения в этой сфере предлагается установить ответственность в виде огромных штрафов или в отдельных случаях в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Если закон будет принят, то партии обязаны будут сделать всю финансовую отчетность предельно публичной. Следить за доходами и расходами партий должны несколько ведомств, включая Счетную палату и Национальное антикоррупционное бюро.
Директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран в своем блоге отметил, что законопроект, разработанный министерством, содержит ряд недостатков, которые устранены в альтернативном законопроекте, разработанном общественными активистами при поддержке консультантов авторитетных международных организаций. Это значит, что, даже если Верховная рада примет какой-либо проект в первом чтении, подготовка к его дальнейшему рассмотрению может потребовать времени: будут вноситься поправки и уточнения.
Вторая проблема с продвижением закона, по мнению Тарана, заключается в составе парламента, в котором не все заинтересованы в финансовой подотчетности и прозрачной деятельности партий. «Именно поэтому ряд украинских политиков, которые представляют в Верховной Раде олигархические квазипартии, выступают категорически против его принятия. Ведь олигархам и представителям крупного бизнеса намного удобнее и проще занести чемоданчик с деньгами в партийный офис, чьи представители после избрания в парламент в дальнейшем будут активно отстаивать интересы этих олигархов в правительстве и в профильных комитетах парламента», – написал эксперт.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко в комментарии «НГ» сказал, что связи между нынешними парламентскими партиями и олигархами прослеживаются. «Поэтому сложно сказать, является ли Верховная рада эффективным агентом и проводником процесса деолигархизации. Не берусь судить, чем закончится рассмотрение соответствующих законопроектов. Но решающим фактором в этом процессе является отнюдь не позиция депутатов, а запрос общества: в Украине объективно назрела необходимость деолигархизации. Майдан случился потому, что люди устали от системы, в которой отдельные лица и их семьи делают бизнес на своей приближенности к власти, на возможности диктовать экономические и политические решения, которые приводят к несправедливому распределению богатств. Это время – эра дикой олигархии – подходит к концу. И сами олигархи прекрасно это понимают и признают», – пояснил Лещенко.
По его мнению, никто из украинских богачей не хотел бы стать первым или единственным в процессе деолигархизации. Но если этот процесс будет касаться всех одновременно, то получит шансы на успех: «Это естественный путь развития государства. Он неизбежен. Вопрос только в том, как и когда это произойдет».
Президент Петр Порошенко объявил деолигархизацию после конфликта с экс-губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским. В телевизионном интервью он пояснил, что речь не шла о борьбе с одним из олигархов: «Мы проведем деолигархизацию. Правила для олигархов у нас те же, что и для других граждан». Порошенко отметил, что украинские богачи «хотели хаоса и отсутствия правил», но государство видит свою задачу в другом: «Обязанность государства – привести их к одному знаменателю, они должны платить налоги и придерживаться законов, как и все граждане. Если кто-либо из олигархов попытается работать против государства, государство найдет способ, как это прекратить».
Теперь ответ придется держать всем богатейшим людям Украины. Депутаты от партии «ВОЛЯ» считают, что власти отступать некуда. «Отсутствие быстрых и эффективных реформ, непрозрачное повышение тарифов для населения, резкие скачки валютного курса и обесценивание гривны, коррупция в высших органах власти, медленное экономическое развитие страны – все это является следствием олигархизации власти и экономики Украины. Сохраняющаяся олигархическая система управления государством обрекла украинцев на бедность и угрожает мощным социальным взрывом», – пояснили авторы законопроекта. Чтобы избежать новой революции, по их мнению, власть обязана выполнить главное требование майдана – разрушить старую систему и создать новую по европейским правилам.
Киев