Завершение строительства Камбаратинской ГЭС-1 не за горами. Фото с сайта www.vb.kg
Во вторник Киргизия подписала договор о вступлении в Таможенный (ТС) и Евразийский экономический (ЕАЭС) союзы. Став членом этих интеграционных объединений, киргизы рассчитывают в первую очередь на повышение доходов дефицитного бюджета. Россия уже берет на себя функцию страны-донора, удерживающей среднеазиатскую республику от потрясений. В декабре Москва подарила Бишкеку 30 млн долл. на выплату пенсий и зарплат бюджетникам. В наступающем году поддержка, с высокой долей вероятности, усилится.
Ощутимую роль в пополнении государственной казны может сыграть распределение таможенных пошлин. Предполагается, что между Киргизией и ее союзниками должны вырасти грузоперевозки, а в саму республику – прийти дополнительные инвестиции. Надеется Бишкек и на решение проблем в энергетике, на строительство новых и ремонт существующих объектов инфраструктуры.
Определенную роль в развитии местной экономики должно сыграть открытие доступа к общему рынку, включая возможность участвовать в системе госзакупок всех стран – членов ЕАЭС.
Ощутимо может измениться жизнь киргизских граждан, трудящихся в России и Казахстане. Они со вступлением республики в ЕАЭС получат возможность работать наравне с гражданами РФ, Казахстана, Белоруссии, Армении – пользоваться детскими садами и школами, обращаться в больницы.
Одним из спорных вопросов в объединении оказалось распределение долей собранных странами-участницами в общую копилку таможенных пошлин. Каждая десятая доля процента – десятки миллионов долларов, поэтому каждая из стран-участниц желает увеличить свою долю. Остальные, естественно, против.
Выступавший 23 декабря в Москве министр экономики Темир Сариев сообщил журналистам: «Мы получили долю в размере 1,9% от общей суммы. Казахстан имеет чуть более 7%, Белоруссия – более 4%, Армения – 1,13%».
Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь, укажем цифры за 2013 год – общая сумма ввозных таможенных пошлин составила 24,3 млрд долл. В бюджет России зачислено 21,4 млрд долл., Казахстана – 1,8 млрд, Белоруссии – 1,1 млрд.
Любопытно, что двумя неделями ранее вице-премьер Киргизии Валерий Диль называл иную цифру. По его словам, республика должна была получить 2,85% от собранных членами ТС таможенных пошлин. Чем объясняется разница почти в 1%, чиновники пока не объяснили. Не назвали они и ориентировочную сумму, которую Киргизия должна получить из таможенной копилки, сообщив лишь, что она «будет значительно больше» той, которую Киргизия собирала самостоятельно.
Еще в мае был создан киргизско-российский Фонд развития с капиталом в 1,5 млрд долл. Понятно, что основная доля в нем – России. Сегодня эти средства вкладываются в крупные энергетические и транспортные проекты на территории республики. Так, за счет финансирования по линии ЕАЭС на территории страны продолжается сооружение Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций, реконструируется автодорога Бишкек–Ош.
Если членство в ТС и ЕАЭС сулит экономические выгоды Бишкеку, то для Москвы вложения в Киргизию – вопрос безопасности. Без помощи извне экономика республики окончательно деградирует, и Россия рискует получить второй Афганистан у своих границ.
Тем не менее белых пятен в ситуации со вступлением республики в ТС предостаточно. Интересующиеся граждане пока не могут получить ответы на вопросы о сроках ратификации документов, об изменении режима работы таможни и т.п. Плохо проводимая властями разъяснительная работа продолжает давать плоды, порождая негативные слухи.
Бишкек