Киев в лице Леонида Кучмы и Донецк, представленный Александром Захарченко, ищут точки соприкосновения. Фото Reuters |
Вчера в Минске начался очередной этап переговоров по урегулированию в Донбассе. Предполагалось, что сегодня участники проконсультируются о наметившихся компромиссных решениях каждый у себя на родине, а завтра соберутся в Минске снова. Речь идет о тактических шагах, позволяющих на ближайшее время снять напряженность в регионе. Стратегические цели каждой из сторон остаются пока неизменными, а значит – взаимоисключающими.
О необходимости минских переговоров наиболее активно заявляли представители ЛНР и ДНР. Вчера из Луганска в Минск отправился уполномоченный главы самопровозглашенной республики Владислав Дейнего, из Донецка – в таком же статусе – Денис Пушилин.
Россию традиционно представлял посол в Украине Михаил Зурабов, ОБСЕ – спецпредставитель Хайди Тальявини, Украину – второй президент Леонид Кучма, не имеющий сейчас официального статуса.
Предполагалось, что в Минск отправится еще один украинский политик – экс-глава администрации Кучмы, ныне лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. Летом его участие в заседании Контактной группы вызвало скандал: в Киеве долго выясняли, по чьей инициативе и с какими полномочиями Медведчук участвовал в переговорах. Сейчас Служба безопасности Украины заранее обнародовала информацию о привлечении политика к переговорам об обмене пленными. «В СБУ пришли к выводу о целесообразности нестандартных мер, чтобы добиться главного – освобождения этих людей еще до Рождества», – пояснялась в официальном сообщении цель приглашения Медведчука в группу переговорщиков.
Украинский политолог, руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что в Украине со времени правления Кучмы сформировалось негативное отношение к Медведчуку: «Но если он может помочь в освобождении людей – нужно приглашать его к переговорам». По мнению эксперта, особые возможности украинского политика связаны с его давними дружескими отношениями с президентом Путиным. «В данном случае Медведчук выступает квазипредставителем как Украины, так и России. Если он успешно выполнит возложенную на него миссию, то следует ожидать возвращения Медведчука в украинскую политику. По крайней мере российскому руководству было бы удобно, если бы Медведчук был инкорпорирован в политические процессы в качестве активного игрока», – считает Таран.
Однако освобождение пленных зависит не только от решений, принятых в Москве и Киеве. У ЛНР и ДНР тоже есть своя позиция по этому вопросу, которая не всегда совпадает с линией других участников переговоров. О разногласиях можно было судить по перечню тем, которые стороны предлагали вчера обсудить в Минске. ОБСЕ обнародовала повестку дня, предварительно согласованную в ходе состоявшихся на днях двух телефонных разговоров между президентом Украины Петром Порошенко, президентом РФ Владимиром Путиным, канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Стороны пришли к выводу о необходимости договориться в Минске о полном прекращении огня в Донбассе, об отводе всей тяжелой техники от линии противостояния, об обмене пленными по принципу «всех на всех», а также о безопасной доставке гуманитарных грузов на территории, подконтрольные ЛНР и ДНР.
В то же время представители самопровозглашенных республик заявили о необходимости дополнить перечень вопросами о снятии экономической блокады Донбасса и о введении в действие нового закона об особом статусе региона. Это подразумевает возобновление финансирования Донбасса из украинского госбюджета и при этом закрепление за регионом статуса автономии в том или ином виде. ЛНР и ДНР не заявили о готовности отказаться от идеи независимости, а Киев не собирается признавать их. Чтобы не выносить сор из избы и не обострять ситуацию, участники минских переговоров заранее договорились провести беседу в закрытом режиме, без прессы.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что на данном этапе условия и требования самопровозглашенных республик могут быть просто проигнорированы другими участниками переговоров. «ЛНР и ДНР существуют благодаря поддержке России. Перестали бы их подпитывать гуманитарными конвоями – они прекратили бы существование в течение месяца», – заметил эксперт, выразив мнение, что Москве не с руки содержать регион. «Сейчас все стороны не готовы к войне. Не последнюю роль сыграл экономический кризис. Но есть и фактор более жесткой и четко обозначенной позиции Вашингтона, и такой фактор, как желание российского руководства в сложившихся условиях навести мосты с Германией и Францией. Многое влияет сейчас на ситуацию. И все сводится к тому, что все стороны заинтересованы в перемирии ради решения тактических вопросов», – сказал Бадрак.
Эксперт полагает, что развитие ситуации будет определяться множеством факторов: «Если Украина проявит слабость в военном плане, это может побудить противника к нападению. Но следует учитывать, что в январе в Украине будут приняты принципиально важные в этом плане документы – новая Стратегия национальной безопасности и новая Военная доктрина. А к концу декабря будет утвержден военный бюджет. По содержанию этих документов и по объему выделенных средств будет ясно, в какой степени военно-политическое руководство Украины делает ставку на усиление обороноспособности и на подготовку к военному отражению возможной агрессии». По мнению Бадрака, сейчас все стороны договорятся о затишье: «В Донбассе наступит относительное спокойствие (на фоне диверсионно-подрывной деятельности противника в других регионах Украины – мы уже видим взрывы в Одессе, Харькове, Днепропетровске). Но затем, примерно во второй половине февраля, наступит очередной критический период».
Эксперт объясняет неизбежность обострения тем, что стратегические цели противоборствующих сторон не будут достигнуты. Россия не откажется от Крыма и от намерения проложить сухопутный коридор на полуостров. Украина же не признает российский статус Крыма и будет воевать за сохранение контроля над всей территорией страны. Запад не примирится с перекраиванием границ вопреки международному законодательству, а ЛНР и ДНР продолжат требовать независимого статуса и украинского финансирования. «То, что мы видим сейчас на переговорах в Минске, – это не мир, а отложенная война», – считает эксперт.
В Киеве спорят о том, как скажется на ситуации в Донбассе решение Верховной Рады об отмене внеблокового статуса. Политолог Сергей Таран напомнил «НГ», что такой статус команда Виктора Януковича утвердила только в 2010 году. До тех пор Украина не провозглашала себя внеблоковым государством, но это не мешало ей развивать сотрудничество с СНГ и являться стратегическим партнером РФ. «Сейчас российский премьер Медведев говорит, что Украина превращается в потенциального военного противника. А в кого превратилась Россия для Украины (тогда – еще внеблокового государства, на которое распространялись российские гарантии безопасности) в период крымских событий и в войне в Донбассе? Кто кому противник и причем здесь внеблоковый статус?» – спрашивает политолог. Он считает, что решение украинского парламента не повлияет на результат минских переговоров, потому что стороны заранее условились не затрагивать стратегические вопросы, а договориться о тактических компромиссах.
Киев