Интерпол объявит Виктора Януковича в розыск, если его вину докажет суд. Фото Reuters
Служба безопасности Украины (СБУ) инициирует учреждение Верховной Радой Национального трибунала по расследованию преступлений прежней власти. Соответствующий законопроект еще не зарегистрирован в парламенте. По словам главы СБУ Валентина Наливайченко, речь идет о создании структуры, которая объединит расследование всех уголовных дел, включая хищение государственных средств, преступления против участников майдана, а также причастность к аннексии Крыма и к разжиганию конфликта в Донбассе.
«Главное – объединить в единый центр, в единое судебное рассмотрение все уголовные производства, которые касаются преступлений против наших людей, совершенных режимом (Виктора Януковича. – «НГ») с целью узурпации власти», – сказал Наливайченко.
Сейчас десятками расследований занимаются отдельные группы МВД, СБУ и Генпрокуратуры. До сих пор не установлены даже виновные в расстреле сотни людей и в сожжении Дома профсоюзов на майдане. Ранее по подозрению были задержаны три сотрудника спецподразделения «Беркут». Один из них был отпущен под подписку о невыезде и сбежал из страны.
К годовщине начала киевских событий в украинской столице стали проводиться новые акции, участники которых обвинили генпрокурора Виталия Ярему в бездеятельности. В СМИ появились публикации о том, что бизнес людей из ближайшего окружения Януковича процветал вплоть до декабря текущего года, а банки «семьи» якобы продолжали выводить из страны деньги.
Представителям власти пришлось отчитаться. Генпрокурор Ярема в интервью «Украинской правде» сказал: «Прокуратура, пока не создано Государственное бюро расследований, выполняет функции по расследованию уголовных производств там, где подозреваемыми выступают госслужащие 1–3-й категории, народные депутаты и правоохранители. Если в результате расследования МВД и СБУ под подозрение подпадают такие лица, тогда прокуратура забирает такое производство». Сейчас по таким делам, по словам Яремы, проходят 22 человека из окружения Януковича и сам четвертый президент Украины. Большинство из подозреваемых, как считает генпрокурор, пребывают на территории РФ.
В Киеве не сомневаются, что Россия не выдаст ни Януковича, ни представителей его окружения, хотя сбежавшие политики и чиновники формально объявлены в розыск по линии СНГ. В то же время выяснилось, что Янукович и его ближайшее окружение до сих пор не разыскиваются Интерполом. Директор украинского бюро Интерпола Василий Неволя сообщил на пресс-конференции, что документы для выдачи «красного циркуляра» в отношении сбежавшего президента поданы, но Интерпол не ответил на запрос Киева.
Генпрокурор Ярема сообщил, что отправлял в бюро организации во Франции двух своих заместителей. «Но они (представители Интерпола. – «НГ») сказали, что в действиях против Януковича просматривается политическое преследование». Украинские чиновники неофициально уточняют, что Интерпол объявит бывшего главу государства в розыск в том случае, если суд – украинский или международный – убедительно докажет его вину.
Два месяца назад Верховная Рада внесла изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, утвердив нормы о неотвратимости наказания за отдельные преступления против национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления. Новшества предусматривают возможность заочного осуждения лиц, которые скрываются за пределами Украины. Однако в этом случае должна быть выдержана специальная процедура уголовного производства. А в Украине сейчас еще только готовится реформа правоохранительных органов и судебной системы.
На этом фоне появилась идея об учреждении Национального трибунала. Некоторые эксперты предположили, что власть пытается громкой инициативой отвлечь внимание общества от экономических проблем. «Это не так, – уверен руководитель Международного института демократий Сергей Таран. – С одной стороны, сейчас есть колоссальное давление общества на власть с требованием наказать всех виновных в разворовывании страны, в расстрелах на майдане, в способствовании аннексии Крыма и дестабилизации в Донбассе. Люди требуют справедливого суда, и власть вынуждена с этим считаться. С другой стороны, выяснилось, что бизнес-структуры сбежавшей «семьи» до сих пор прекрасно себя чувствуют в Украине, принимают участие в тендерах и продолжают получать средства из госбюджета. Нет юридических оснований, чтобы пресечь эту деятельность, хотя все понимают, кому и на какие цели уходят эти средства. Ситуация беспрецедентна. Поэтому приходится искать какие-то формы, позволяющие провести открытый и честный суд. Одной из них может стать Национальный трибунал».
Киев