Маркиян Лубкивский считает, что Россия пытается вбить клин между Украиной и ОБСЕ. Фото Reuters
Разгоревшийся на этой неделе скандал вокруг работающей в Донбассе миссии ОБСЕ удалось замять. Однако в Киеве не исключают новых конфликтов. Их причину украинские военные видят в неэффективности мониторинговой деятельности организации. А Служба безопасности Украины подозревает российские спецслужбы в попытке рассорить Киев и ОБСЕ.
Такое предположение высказал советник главы СБУ Маркиян Лубкивский во вторник вечером в эфире одного из телеканалов. «Российская сторона сегодня работает на то, чтобы втянуть нас в критику ОБСЕ», – сказал он, пояснив, что целью провоцируемого скандала является формирование образа Украины как страны, которая ставит под сомнение мандат авторитетной международной организации.
Заявление Лубкивского на время поставило точку в тлеющей с начала октября конфликтной ситуации. Месяц назад в Интернет была выложена видеосъемка, как лидеры ополченцев по-свойски садятся в машины с символикой ОБСЕ. Украинская группа «Информационное сопротивление» заявила, что располагает двумя доказанными фактами использования автомобилей ОБСЕ одной из воюющих сторон. При этом военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник уточнил в интервью украинскому телевидению, что один из российских военнослужащих в Донбассе использовал удостоверение сотрудника ОБСЕ.
После громких заявлений весь месяц в Киеве в кулуарах с сомнением говорили об эффективности мониторинговой миссии. Ситуация обострилась снова после случившегося 5 ноября обстрела донецкой школы № 63, в результате которого два ребенка погибли, а четверо получили ранения. Украинская сторона утверждает, что не ведет обстрел жилых кварталов. Она обвинила в гибели детей ополченцев. О случившемся сразу же сообщили наблюдателям ОБСЕ. Те, прибыв на место, зафиксировали факт обстрела и в общих чертах указали, из какой точки был проведен обстрел, но вопреки ожиданиям украинской стороны не отметили в отчете, что в этой точке располагаются военные формирования ДНР. Представитель наблюдательной миссии ОБСЕ Ирина Гудима пояснила журналистам: «ОБСЕ не занимается расследованием, мы приезжаем на место событий и констатируем факты, которые мы видели своими глазами».
Группа «Информационное сопротивление», которая на общественных началах проводит мониторинг ситуации, после трагедии на территории 63-й школы отказалась от сотрудничества с ОБСЕ. В заявлении группы по этому поводу было сказано то, о чем долго шептались в Киеве в кулуарах: «Мы высоко ценим усилия и деятельность представителей ОБСЕ из европейских стран. Однако, пока в ОБСЕ широко представлены граждане России, эта организация, к нашему глубокому сожалению, очень часто выступает в роли ширмы для агрессивных планов РФ против Украины. Ввиду этого мы считаем невозможной дальнейшую совместную работу с данной организацией».
Источники «НГ» в Киеве подозревают, что пророссийскую позицию в миссии ОБСЕ занимают не только граждане РФ, но и наблюдатели с паспортами стран постсоциалистического лагеря. «У России есть возможности повлиять на мнение представителей «братских народов». Не буду говорить – как. По-разному. Мы это неоднократно видели в работе ОБСЕ и ранее, в ходе других конфликтов на постсоветском пространстве. Теперь ощущаем «братскую руку» на своей шкуре. Нужно об этом говорить, ведь в таком виде ОБСЕ не гарантирует безопасность и стабильность в Европе», – сказал один из источников.
Но если ранее недовольство работой миссии выражали некоторые негосударственные организации, то к середине текущей недели эффективность работы ОБСЕ в Донбассе поставили под сомнение и представители структур украинской власти. Причиной, как пояснил «НГ» информированный источник, стал конфликт во время очередной встречи военных и наблюдателей (на уровне Украина–Россия–ОБСЕ) в Совместном центре контроля и координации. По словам источника, прибывшие на встречу представители ОБСЕ возмутились, что их задержали украинские военные, которые более двух часов проверяли документы. Рассказывая, что и где произошло, иностранцы в присутствии представителей российской стороны подробно указали последние места дислокации украинских военных в зоне антитеррористической операции.
Позже официальный представитель Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко подтвердил журналистам на брифинге, что представители ОБСЕ фактически раскрыли карту расположения украинской тяжелой артиллерии. Он выразил надежду, что подобное не повторится. А представитель СБУ допустил, что конфликт Украины с ОБСЕ попытались спровоцировать спецслужбы РФ.
Но к тому моменту ситуация уже стала публичной и неприятной. Прозвучавшее на этом фоне заявление постпреда РФ при ОБСЕ Андрея Келина в Киеве было истолковано как попытка обелить миссию в Донбассе. По сообщению Интерфакса, Келин возмутился тем, что миссия ОБСЕ (которую к тому моменту обвинили в разглашении секретной информации) на самом деле не отражает данные о перегруппировках украинских военных. Кроме того, представитель РФ прокомментировал отчеты миссии ОБСЕ, датированные 8 и 9 ноября, о передвижении на территории, контролируемой силами ДНР и ЛНР, больших колонн военной техники (без опознавательных и номерных знаков) с танками и установками «Град». Украина ранее заявила, что Россия перебросила новые силы в Донбасс. Но Келин заверил: «Колонна принадлежит ополченцам... Другая колонна открыто по Донецку не пойдет».
В свою очередь, спикер мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Майкл Боцюркив созвал пресс-конференцию, в ходе которой заявил, что организация придерживается принципа нейтралитета, а также признал, что «с учетом требований безопасности мы не можем усилить наше присутствие на востоке Украины из-за того, что у нас нет бронированных автомобилей и мы не можем обеспечить безопасность членов мониторинговой группы».
Украинский МИД тоже провел пресс-конференцию, в ходе которой дезавуировал звучавшие ранее обвинения в том, что миссия ОБСЕ состоит из россиян. Было сказано, что из 268 наблюдателей ОБСЕ, работающих в Донбассе, только 18 являются гражданами РФ. В наиболее взрывоопасной сейчас точке, Мариуполе, из 25 наблюдателей ОБСЕ трое – россияне. Спикер МИДа Евгений Перебийнис заверил: «Наблюдательная миссия ОБСЕ является единственным независимым источником информации о том, что происходит сейчас в районах, захваченных террористами. У нас нет никаких оснований не доверять представителям этой миссии. Информация о том, что миссия чуть ли не наполовину состоит из представителей РФ, не соответствует действительности».
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко, тесно общавшийся с представителями ОБСЕ на востоке Украины в ходе выборов в Верховную Раду, подтвердил «НГ», что состав миссии интернационален. «Не знаю, насколько эффективно специальная миссия мониторит режим перемирия, но представители ОБСЕ на выборах работали, как всегда, профессионально и беспристрастно», – сказал он.
Хотя скандал удалось замять, в Киеве возникают вопросы о значительном влиянии России на ОБСЕ. Политолог Алексей Гарань отметил, что даже если это не так, с повестки дня не снят главный вопрос – об эффективности работы миссии в Донбассе: «Сможет ли этот посредник разрешить конфликт, или ситуация будет просто заморожена, как было в других регионах на постсоветском пространстве?» Последний вариант, по мнению украинских экспертов, означает, что Россия получит возможность время от времени раздувать очаг конфликта в Донбассе, дестабилизируя ситуацию в Украине и не позволяя стране проводить евроинтеграцию.
Политолог Константин Бондаренко считает, что нынешний скандал свидетельствует только об осознании украинской стороной того факта, что ОБСЕ не может выполнить миссию посредника в разрешении конфликта. «Я несколько раз поднимал эту тему на международных конференциях в Европе: нужна другая форма, другая структура, способная выполнить функции, которые были возложены на ОБСЕ. Можно было бы созвать европейскую конференцию по вопросам безопасности и честно обсудить этот вопрос», – сказал он.
При этом Бондаренко сомневается в успехе ранее обнародованных намерений украинской власти подписать в ближайшее время новые соглашения с отдельными западными странами и с международными организациями о гарантиях безопасности и территориальной целостности страны. «Конечно, Украина нуждается в таких гарантиях, раз соглашения, подписанные в начале 1990-х, фактически не действуют. Но кто сейчас на фоне всех этих событий и с учетом экономических проблем вступится за Украину? И в какой форме могут быть реализованы подобные гарантии именно сейчас?» – сказал политолог, предположив, что переговоры о подписании таких соглашений начнутся скоро, но затянутся надолго.
Киев