Памятник Ленину харьковчане растаскивали на сувенирные куски. Фото Reuters
Первая столица Украины – Харьков – стала центром событий, развитие которых может определить будущее всей страны. Весной–летом Харьковская область, граничащая с Донецкой и Луганской областями, рассматривалась как один из регионов будущей Новороссии. Сейчас ситуация принципиально изменилась.
В ночь на понедельник в Харькове был снесен самый большой в Украине памятник Ленину, высота которого с постаментом превышала 20 м. Снос памятника стал своеобразной лакмусовой бумажкой отношений между представителями властей. Милиция не препятствовала радикалам, но сразу же заявила о возбуждении уголовного дела по факту вандализма. Однако губернатор Харьковской области Игорь Балута постфактум принял решение о демонтаже памятника.
После чего глава МВД Украины Арсен Аваков сообщил в соцсети: «Дал команду – в связи с выходом распоряжения губернатора о сносе памятника – уголовное дело о повреждении памятника прекратить». Вчера днем «Русская служба новостей» сообщила, что мэр Харькова Геннадий Кернес пообещал восстановить памятник. «Горожане это не поддерживают. Кто это сделал – пусть разбираются правоохранительные органы. Наша задача – восстановить памятник», – сказал он.
Харьковский политолог Алексей Попов пояснил «НГ», что эти высказывания стали отражением кампании по выборам в Верховную Раду. Он сказал, что губернатора назначают из Киева и что Игорь Балута дружен с уроженцем Харькова, главой МВД Аваковым. У Кернеса с этой командой неприязненные отношения. Отметим, что Аваков – член команды премьер-министра Арсения Яценюка и спикера Верховной Рады Александра Турчинова. Эта группа, отколовшаяся от «Батькивщины» Юлии Тимошенко, идет на выборы отдельно – как партия «Народный фронт». «Геннадия Кернеса, конечно, нельзя назвать представителем оппозиции, он лавирует. Но перед выборами команды доказывают друг другу, кто в городе хозяин», – считает Попов.
Политолог отметил, что горожане придерживаются различных мнений по поводу будущего Украины: «Но последние события в Донецкой и Луганской областях очень повлияли на мнение жителей Харькова и области. Предвыборная ситуация имеет потенциал для расшатывания ситуации, для противостояния, однако дестабилизация здесь может произойти только в случае, если в городе появятся группы из других регионов или других государств».
Киевский политолог Игорь Семиволос сказал «НГ», что даже «зеленые человечки» уже не смогут дестабилизировать ситуацию в Харьковской области: «Для того чтобы извне спровоцировать массовые акции, нужно иметь местное крепкое ядро, способное возглавить протесты, повести людей за собой. В Харькове, как и в других регионах, соседствующих с Донецкой и Луганской областями, мы видим усиление проукраинских настроений. Этому есть простое и рациональное объяснение: люди не хотят, чтобы в их городах и селах, у них дома повторилось то, что происходит на территории ДНР и ЛНР».
Политолог отметил, что жители Донбасса стали заложниками ситуации: «Пусть Днепропетровская область отличается, но, например, Запорожская область схожа с Донецкой по составу населения, по социальным параметрам. Однако там не был реализован сценарий «народной республики». И в Харькове, где ситуацию усиленно расшатывали поначалу, тоже ничего подобного не произошло. Почему? Потому, что местные элиты на зачаточном этапе выступили против проекта «Новороссия». И смогли убедить людей. Донецкая элита выжидала, пыталась о чем-то договориться то с одними, то с другими, и потеряла контроль над ситуацией».
Игорь Семиволос считает, что самопровозглашенные ЛНР и ДНР продержатся максимум до весны. «Там верховодят маргинальные и воюющие между собой группы, опирающиеся на менее чем половину населения. У них нет ни надежной основы, ни потенциала. Это даже не Приднестровье – в свое время богатый и развитый регион с «красными директорами», имевшими хорошие навыки. В этом смысле Донецк и Луганск – экономический заповедник «совка» с громоздкой и неповоротливой промышленностью, с шахтами, работа на которых не требовала высшего образования. Обратите внимание, в Мариуполе – тоже Донецкая область, где экономическая структура иная, и у людей другое мировосприятие. Там не ждут решения, спущенного сверху, а готовы сами брать на себя ответственность за свою судьбу», – объяснил политолог. Он считает, что эта разница между областями, которые граничат с Россией и ранее рассматривались как регионы будущей Новороссии, не была учтена идеологами проекта. «События в Харькове подтвердили: никакой Новороссии не будет. Хотя спокойная и мирная жизнь тоже наступит не скоро», – уверен политолог.
Киев