Петр Порошенко считает Валерия Гелетея незаменимым. Фото Reuters
В Украине разгорается скандал вокруг министра обороны Валерия Гелетея. Многие политики подозревают его в некомпетентности в связи с потерями и поражениями сил, участвующих в антитеррористической операции. Они требуют от президента Петра Порошенко назначить нового руководителя Минобороны, сформировать Ставку Главнокомандующего, взяв на себя политическую ответственность. Порошенко отказывается отправлять в отставку Гелетея, ссылаясь на то, что заменить его некем.
С февраля в Украине сменились три руководителя оборонного ведомства. Месяц в статусе и.о. поработал адмирал Игорь Тенюх, подавший в отставку из-за крымских событий.
С конца марта ему на смену пришел – тоже в статусе и.о. – генерал Михаил Коваль. В начале июля, когда Петр Порошенко официально вступил в должность президента, он подал в Верховную Раду свою кандидатуру министра – выходца из милицейских рядов (который с 2007 по 2008 год сменил погоны генерал-майора на звание генерал-полковника) – 46-летнего Валерия Гелетея, который до этого назначения возглавлял Управление госохраны Украины. Депутаты не спорили с предложением.
Через полтора месяца после назначения возник вопрос о компетентности нового министра. Поводом стали большие потери украинских войск под Донецком, в так называемом иловайском котле. После этих событий силы, участвующие в антитеррористической операции, стали сдавать позиции, а украинские политики – все громче заявлять о необходимости мирных договоренностей. В итоге за стол переговоров контактной группы по урегулированию на востоке были приглашены лидеры самопровозглашенных ЛНР и ДНР, которых до того Киев официально признал террористами.
Порошенко, выступая 1 сентября перед учащимися Киевского военного лицея имени Ивана Богуна, намекнул, что проблемы возникли не из-за некомпетентности руководства операцией, а по причине ввода в Украину российских войск. «Против Украины сейчас началась прямая, нескрываемая агрессия со стороны соседнего государства. Мы сейчас тщательно анализируем события последней недели – выводы будут серьезные, в том числе кадровые», – сказал он.
В тот момент премьер-министр Арсений Яценюк, навестивший раненых в военном госпитале, не исключил, что в отставку должен будет уйти и министр обороны: «Верховный главнокомандующий должен принять решение о смене руководства военного ведомства. Вплоть до отставки Валерия Гелетея. Настало время принимать серьезные и радикальные решения, в том числе персональные».
Все ограничилось выступлением министра в начале сентября на закрытом заседании Верховной Рады, информация о котором была засекречена. Депутаты создали парламентскую следственную комиссию по расследованию событий под Иловайском. На днях ее руководитель, депутат от партии Юлии Тимошенко «Батькивщина» Андрей Сенченко заявил, что Генштаб Вооруженных сил и Минобороны тормозят процесс расследования.
За прошедшие несколько недель вокруг Минобороны вспыхнул ряд новых скандалов. Центр военно-политических исследований обнародовал информацию о том, что с мая 2014 года чиновники ведомства настойчиво пытались вписать в государственный оборонный заказ «не бронежилеты и оружие, а салютные установки и техзадания на перспективные образцы вооружений». В то же время волонтерские организации заявили, что им приходится на собранные у граждан деньги по странным схемам закупать для участников антитеррористической операции оружие и технику, производимые украинскими предприятиями. В связи с чем глава правительства обратился к Генпрокуратуре с запросом о расследовании фактов торговли военной техникой и вооружениями за период с 2004 по 2014 год. Возник вопрос о том, кто виноват в замораживании на счетах более 100 млн гривен, собранных украинцами для армии, но не потраченных вовремя на закупку бронежилетов, касок, средств связи и аптечек.
Генпрокуратура открыла уголовные производства. А из Минобороны был уволен первый заместитель министра Богдан Буца, ответственный за закупки вооружения для проведения антитеррористической операции. Порошенко, давая в минувшее воскресенье интервью национальным телеканалам, заявил, что не допустит в армии коррупции и неэффективного использования средств: «Именно поэтому был уволен первый замминистра обороны, и именно поэтому были замены в департаментах: и в департаменте государственных закупок, и департаменте разработок и закупки вооружения, и департаменте внутреннего аудита, и департаменте военных представителей».
Отвечая на вопрос о министре обороны, глава государства сказал журналистам, что его некем заменить: «Есть бесспорный лидер, на которого можно поменять Гелетея? Предлагайте! Критиковать легко». На следующий день Петру Порошенко ответила Юлия Тимошенко, которая возвращается в политику. Выступая в прямом эфире телевизионного ток-шоу, она предложила президенту рассмотреть на должность министра обороны кандидатуру Николая Петрука: «Много лет возглавлял Сухопутные войска – это 62% армии. Генерал, который принимал участие в боевых действиях, опытный и способный организовать не просто оборону на базе армии, а оборону страны во всех ее составляющих». Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ», когда скандал еще только начался, что пост министра обороны – в большей степени политическая должность. И что Гелетей должен в первую очередь заниматься стратегическим планированием: к концу года в Украине должна быть разработана новая Военная доктрина. Что касается военных действий на востоке, то Бадрак отметил, что Экспертный совет по вопросам национальной безопасности, который объединяет влиятельные экспертные центры и общественные организации, еще летом рекомендовал главе государства создать Ставку Главнокомандующего на базе Совета нацбезопасности и обороны Украины. Ее рабочим органом должен был стать Генштаб ВС Украины.
Сейчас с этим предложением выступает Тимошенко, считающая, что глава государства должен замкнуть на себя процессы, связанные с обороной и жизнедеятельностью в условиях военного времени.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ»: «Дело не в том, чего хочет или что рекомендует Тимошенко. А в том, что вся страна перестала понимать, что происходит на востоке: кто и что решает, кто за что отвечает. Военные, например, говорят, что даже если Ставка Главнокомандующего будет создана, ее возглавит министр обороны, а не президент. И что сейчас антитеррористической операцией руководит Генштаб. Так ли это? Очевидно, что в наших условиях руководить военными подразделениями, планировать операции, а одновременно усиливать обороноспособность государства, модернизировать армию, давать задания оборонно-промышленному комплексу должны не политики, а суперпрофессионалы. Пусть президент и премьер занимаются внешней политикой и экономикой – это не менее важные задачи. А оборону нужно отдать в руки тех, кто знает, что делать». Виталий Бала отметил, что в кадровых решениях были допущены ошибки, связанные с политической целесообразностью некоторых назначений. Но усомнился в том, что президент сейчас решит поменять министра обороны: «С политической точки зрения это выглядело бы, скажем, не очень серьезно».
Военные эксперты отмечают, что Украине нужно усилить обороноспособность, поскольку перемирие на востоке может закончиться в любой момент. На этой неделе, согласно последним Минским договоренностям, и украинские силовые структуры, и силы ополчения должны были отвести тяжелую технику на 15 км от линии противостояния, а иностранные войска и наемники – покинуть территорию Украины. Но договоренности по состоянию на начало недели не выполнялись. Россия не признала присутствие своих войск на территории Украины, а ополченцы, отстаивающие независимость ДНР и ЛНР, назвали «иностранными войсками» украинскую армию.
Бои на востоке продолжались. Спикер Совета нацбезопасности и обороны Андрей Лысенко сообщил, что украинские силы готовят площадки для отвода своей техники, но не уходят, поскольку «террористы, боевики, пророссийские наемники и россияне ведут огонь по украинским позициям, и мы отвечаем симметрично».
Советник президента Николай Томенко считает, что хотя к министру обороны есть много вопросов и претензий, его отставка в сложившихся обстоятельствах стала бы «подарком для России». Он уточнил, что Порошенко готов заменить Гелетея, но только в том случае, если на смену ему придет человек, «который воспринимается всеми».
Киев