В воскресенье Петр Порошенко встретился с ведущими тележурналистами Украины. Фото из Twitter президента Украины
Украина приступает к строительству так называемой стены на границе с Россией. На днях правительство перечислило для реализации проекта второй транш финансирования – около 18 млн долл., которые прибавились к примерно 8 млн долл., выделенным неделей ранее. Всего, по оценкам специалистов, для возведения на границе заградительных сооружений потребуется более 100 млн долл. Но многие в Киеве сомневаются в целесообразности такого строительства.
Общая протяженность украино-российской границы составляет 2,3 тыс. км. Киев регулярно повторяет, что нормализовать ситуацию в Донбассе невозможно из-за прозрачности границы, через которую в Украину свободно проходят с территории России вооруженные добровольцы и наемники, а также военная техника. Проект «Стена» задумывался как способ закрыть бреши в границе.
Ранее украинские чиновники сообщили, что пограничные сооружения будут возведены по линии Черниговской, Сумской и Харьковской областей, по сухопутному участку административной границы с Крымом, а также по побережью Азовского моря в Донецкой, Запорожской и Херсонской областях. Обустройство границ в Луганской и Донецкой областях (около 400 км), где идут боевые действия, а значительную часть территории контролируют самопровозглашенные республики, планировалось проводить позже. Даты не назывались. О самом проекте известно мало: речь идет о железобетонных сооружениях с колючей проволокой, наблюдательными вышками, датчиками движения и инфракрасными видеокамерами. Вдоль «Стены» должны пройти противотанковые рвы.
Начало строительства выглядит странно на фоне заявлений о перемирии и реализации плана выхода из кризиса. Президент Украины Петр Порошенко в воскресенье вечером в интервью рейтинговым национальным телеканалам отметил, что ситуация в Донбассе улучшилась. Он пояснил, что минские соглашения необходимы, поскольку Украина не могла выиграть в войне с Россией.
При этом украинский лидер после недельной паузы пояснил, в чем смысл поданных им в Верховную Раду и уже утвержденных законов, предоставляющих на три года особый статус тем районам Донецкой и Луганской областей, которые контролируются ЛНР и ДНР. «Никаких сверхполномочий там нет и не будет. Никаких вопросов, когда какая-либо территория Украины может влиять на внешнюю или внутреннюю политику государства, поставить под угрозу суверенитет, территориальную целостность или соборность, нет и не может быть. Украина независимостью не торгует», – сказал Порошенко.
Он отметил, что линию районов, контролирующихся ЛНР и ДНР, будут охранять украинские пограничники, чтобы обезопасить прилегающую территорию от разрастания конфликта. По словам Порошенко, сейчас власть готовит инженерные, технические и юридические решения вопроса о пограничных постах, отделяющих часть территории государства от остальной Украины.
Отвечая на вопросы об устройстве жизни внутри особой зоны, президент сделал ряд сенсационных уточнений. В частности, сказал, что местная власть, которая будет избрана 7 декабря, не получит право самостоятельно формировать региональные органы прокуратуры, судов, правоохранительных органов: «Эти позиции будут формироваться украинской властью, только так. У них (местной власти районов с особым статусом. – «НГ») будет право утвердить эти кандидатуры. Или искать компромисс до тех пор, пока не утвердят».
А из госбюджета, по словам Порошенко, не планировалось финансировать восстановление и развитие районов, которые получат особый статус. «Бюджет финансирует территорию, над которой установлен украинский флаг. Украина будет финансировать территории, где есть мир и украинская власть, в том числе власть местного самоуправления, которая избрана легитимно», – сказал он. Он уточнил, что на сегодня между главой государства, парламентом и правительством нет противоречий в видении планов развития государства: «Абсолютно твердое убеждение и скоординированные действия: нам нужен мир».
Источники «НГ» в исполнительной власти отмечают, что не всем в кабинете министров и в Верховной Раде понравились инициативы Порошенко, предложенные после телефонных разговоров с президентом РФ и после приглашения на заседание контактной группы в Минск лидеров самопровозглашенных республик. «Не все поддерживают идею Порошенко о мире любой ценой. Все видят, что мир не наступил – в Донецкой и Луганской областях продолжаются военные действия. Сегодня мы получили информацию о подготовке к новому наступлению на позиции украинских военных. И многие понимают, что мир – это выигранная война, а не капитуляция», – сказал источник «НГ».
О том, что взаимопонимание в треугольнике власти не является полным, можно судить по обнародованному в воскресенье заявлению руководителя Верховной Рады Александра Турчинова. Он подтвердил, что на рассмотрение парламента был внесен один проект закона об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а на голосование был вынесен другой. Разница между двумя документами, со слов Турчинова, заключалась в том, кто определяет границы территории с особым статусом. Первоначально предполагалось, что это – прерогатива парламента. Но в окончательном варианте законопроекта такое право было закреплено за Антитеррористическим центром Службы безопасности (на которую может оказать влияние глава государства). Турчинов подчеркнул, что подпишет тот вариант законопроекта, с которым депутаты имели возможность ознакомиться до голосования.
Как писала «НГ», и содержание предложенных президентом законопроектов, и процесс голосования за них вызвали много вопросов в обществе. Порошенко, общаясь с журналистами, пояснил, что не имел возможности разъяснить смысл своих инициатив ранее, так как готовился к состоявшимся в конце прошлой недели визитам в Канаду и США. А законы об особом статусе, по его словам, стали вынужденной необходимостью: если бы Верховная Рада не проголосовала за них, противники Украины заявили бы, что Киев против мирного урегулирования, и Украина рисковала потерять международную поддержку.
Киев надеялся, что в ходе визита Порошенко в США президент Барак Обама поддержит инициативу Конгресса о предоставлении Украине статуса стратегического партнера вне блока НАТО. Однако этого не произошло. Порошенко смог договориться только о более активном участии Обамы в переговорах по украино-российскому урегулированию. Замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый отметил: «Там, где будет президент такой же мощной ядерной страны (США. – «НГ»), будет результат». При этом он сказал, что Украина не отказывается ни от Женевского формата переговоров (Украина, ЕС, США, РФ), ни от Нормандского формата (Украина, Германия, Франция, РФ).
Эксперты в Киеве отмечают, что недостаток всех переговоров в том, что Запад предпочитает слышать официальные заявления, но не видеть реальную ситуацию, которая заявлениям не соответствует. Политолог Игорь Семиволос отметил, что западные политики не хотят вовлечения своих стран в новую мировую войну. «Представьте себе, как кто-то из лидеров Германии, Франции, США, другой страны спрашивает у своих граждан, у избирателей, готовы ли они умереть за украинский флаг в Донецке, Макеевке, Мариуполе… Запад не хочет воевать. Они пытаются выстроить систему договоренностей, которая позволит на время заморозить конфликт, отложить его решение до того момента, когда, как они считают, Россия будет ослаблена из-за санкций», – сказал эксперт.
Сейчас действует формат договоренностей в рамках контактной группы (Украина–Россия–ОБСЕ при участии представителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР). 5 сентября эта группа подписала протокол, согласно которому было объявлено перемирие и начался обмен пленными. По словам военных, режим прекращения огня регулярно нарушается. Однако 19 сентября контактная группа в том же составе, снова встретившись в Минске, подписала меморандум для выполнения протокола. Он содержит 9 пунктов и предполагает, кроме прекращения огня, также обязательства сторон не вести наступление. Предписано с 20 сентября обеспечить мероприятия для создания между сторонами зоны безопасности шириной не менее 30 км. Был введен запрет на полеты боевой авиации и беспилотников над зоной конфликта. Согласно меморандуму, Донбасс должны покинуть все иностранные вооруженные формирования и наемники.
Украинская сторона заявляет, что силы ДНР и ЛНР, а также якобы воюющие на их стороне российские военные (присутствие которых на территории Украины Россия не признает) не выполняют договоренности. Главнокомандующий сил НАТО в Европе генерал Филип Бридлов на днях заявил, что число российских военных на территории Украины за последнюю неделю уменьшилось. Но части, покинувшие Донбасс, якобы не вернулись в места постоянной дислокации, а в боевой готовности находятся в приграничных районах. В Киеве вчера заявляли о подготовке сторонников ЛНР и ДНР к атаке на украинские силы по двум направлениям – с границы России на севере Донецкой и Луганской областей, а также со стороны побережья на Мариуполь на юге Донецкой области.
О том, что Минские договоренности игнорируются, можно было судить и по прозвучавшим заявлениям лидеров ЛНР и ДНР. В понедельник премьер-министр Луганской народной республики Игорь Плотницкий, подписавший Минские документы, вдруг сказал российским СМИ, что запланированные на декабрь выборы республику не интересуют, как и выборы в Верховную Раду Украины: «У нас будут свои выборы, на собственной территории, и собственный народ подтвердит желание видеть того или иного руководителя или депутата». Таким образом, Плотницкий подтвердил прозвучавшие ранее заявления лидеров ДНР о том, что самопровозглашенные республики не собираются оставаться под юрисдикцией Украины и выполнять украинские законы. На прошлой неделе премьер ДНР Александр Захарченко, тоже принимавший участие в Минских встречах, заявил, что у республики есть свой Верховный совет, который самостоятельно решит, когда и как проводить выборы на территории ДНР.
В Киеве эти заявления расценили как подготовку к новому витку противостояния. На этом фоне появились новости о начале строительства «Стены» на границе с Россией. Глава администрации президента РФ Сергей Иванов, комментируя эту новость, заявил: «Строительство стены... сделает невозможным вообще восстановление каких-то отношений (между Украиной и РФ. – «НГ»)».
Киев