Донецк приводят в порядок, но надолго ли? Фото ИТАР-ТАСС
Украина может отменить принятый закон об особом статусе районов Луганской и Донецкой областей, которые контролируются ЛНР и ДНР. Лидеры самопровозглашенных республик решение Верховной Рады проигнорировали. А на остальной территории Украины новый закон породил волну недовольства. В последние дни представители власти, путаясь и противореча друг другу, объясняли гражданам, за что, почему и для чего проголосовали депутаты. Президент Петр Порошенко, инициировавший принятие такого закона, подпись под ним пока не поставил.
Одним из первых суть принятого депутатами решения объяснил в эфире Национального телеканала советник украинского президента Игорь Грынив.
По его словам, 80% населения Украины выступают за мирное урегулирование ситуации в Донбассе: «Люди понимают, что другого выхода нет, что война – это не лучший выход из ситуации». Чтобы прекратить войну, нужно вывести с территории Донецкой и Луганской областей российские войска, отметил Грынив: «Но чтобы это произошло, нужно было принять два закона (об амнистии для сторонников ЛНР и ДНР, а также об особом статусе территорий, не контролирующихся украинскими войсками. – «НГ»)».
Что касается назначенных предположительно на начало декабря местных выборов в зоне антитеррористической операции и введения на этой территории особого порядка самоуправления, то советник президента подчеркнул, что речь идет не об отделении части Донбасса, а о децентрализации власти: «Децентрализация будет проходить не в пределах целого региона, а в пределах только отдельных органов местной власти. Речи быть не может ни о ЛНР, ни о ДНР, даже не о территории всей Донецкой или Луганской области. Отдельный край не создается». По словам Грынива, украинская власть готова передать широкие полномочия только на уровень органов самоуправления в отдельных населенных пунктах. И такой режим, согласно закону, устанавливается максимум на три года. «Но он может закончиться и через полгода, если будет наведен порядок», – сказал советник Порошенко.
Выступая вечером во вторник, он подтвердил, что Киев намерен финансировать восстановление инфраструктуры Донбасса из госбюджета.
В момент, когда Грынив выступал по телевидению, у здания Верховной Рады собрались несколько сотен активистов, протестующих против принятия такого закона. Их поддержали и некоторые депутаты из партий «Свобода» и «Батькивщина». Власть, видимо, понимает, что общество ждет объяснений. Ведь даже донецкий губернатор Сергей Тарута публично задал вопрос: «Эта территория остается в составе Украины или нет?»
На следующий день после голосования последовало несколько заявлений, которые еще больше запутали ситуацию. Уполномоченный президента Украины по вопросам мирного урегулирования ситуации на востоке, депутат Ирина Геращенко созвала брифинг, в ходе которого сказала, что новый закон не предоставляет особый статус части Донбасса. «Этим законом фиксируется сложная реальность, которая есть на сегодня. Районам, которые пока находятся под контролем боевиков, украинская власть предоставляет специальные возможности местного самоуправления для того, чтобы разрешить конфликт невоенным путем», – сказала она. Геращенко заявила, что смысл такого закона в том, чтобы постепенно вернуть под контроль Украины всю территорию Донецкой и Луганской областей.
Что касается финансирования, то этой проблемы коснулись многие чиновники. Ирина Геращенко, противореча советнику президента Грыниву, сообщила, что Украина будет восстанавливать инфраструктуру только в тех районах и населенных пунктах, которые подчиняются Киеву. Ее слова подтвердил министр юстиции Украины Павел Петренко: «Правительство не будет направлять средства на те территории, которые сейчас контролируются боевиками».
Успокаивая общественность, чиновники заявляют, что финансировать восстановление Донбасса будут не за счет госбюджета, а из средств специального фонда. В среду премьер-министр Арсений Яценюк отдал распоряжение Минфину о создании такого фонда. И отметил, что источником его наполнения станут деньги украинских олигархов и международная донорская помощь.
Спорные нормы были вписаны в закон, видимо, по той причине, что, как с сожалением отметил министр Петренко, Минюст не был привлечен к разработке документа. В Киеве до сих пор не знают, кто же стал его автором. Но уже опровергают возможность применения тех положений, которые противоречат украинской Конституции.
Павел Петренко возразил против создания в отдельно взятом регионе собственной «народной милиции»: «Формирование отрядов так называемой народной милиции является недопустимым. Это возможно только в одном варианте – если эти подразделения будут действовать в соответствии с украинским законодательством...»
А генпрокурору Виталию Яреме пришлось объясниться относительно отдельного закона об амнистии. Он заявил, что от ответственности не будут освобождены лица, совершившие тяжкие преступления: «Убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения. Преступления, которые носят насильственный характер и направлены против органов государственной власти: захват заложников, захват сотрудников правоохранительных органов, диверсии, террористические акты. То есть лица, которые совершили эти преступления, не освобождаются от уголовной ответственности и будут нести наказание в соответствии с действующим законодательством Украины».
Проблема в том, что самопровозглашенные ЛНР и ДНР не признают украинскую юрисдикцию и не подчиняются Киеву. Руководитель ДНР Александр Захарченко заявил, что не украинская власть будет определять, когда и как проводить выборы: «У нас свой Верховный совет, и мы сами будем решать, когда и какие выборы нам проводить». А заместитель Захарченко Андрей Пургин сказал агентству РИА Новости, что самопровозглашенная республика планирует собственную внешнюю политику: «У нас нет возможности прямого присоединения к России, и мы будем строить независимое государство, которое будет входить во все интеграционные объединения с Российской Федерацией». Он пояснил выбор: «Революция в Донбассе произошла под лозунгами русского мира и движения в сторону России. Это надо понимать и воспринимать как данность. Это тот незыблемый вектор, который у нас присутствует… Ближние итоги, которые должны быть, – это имплементация всех законов и вступление во все экономические и прочие блоки, которые создает Российская Федерация на постсоветском пространстве. Это и Таможенный союз, и ЕАЭС».
Эксперты отмечают, что, соглашаясь на проведение выборов в районах, контролируемых ЛНР и ДНР в начале декабря, власть сознает, что даже если они состоятся, победу на них получат лидеры самопровозглашенных республик. Они и станут законной властью с очень широкими полномочиями.
Политолог, кандидат в депутаты от партии «Батькивщина» Игорь Жданов отметил: «В районах Донбасса, которые оккупированы пророссийскими боевиками и российской армией, люди под кличками Абвер, Бес, Моторола (известные полевые командиры. – «НГ») и им подобные дружно пойдут на выборы. И под дулами автоматов их гарантированно выиграют. То есть легализуют свою власть на оккупированной территории и добьются признания их Киевом». Он добавил, что в законе не указаны районы, на которые распространяется его действие: «Согласно статье 1 этого документа, границы его применения определяет руководитель Антитеррористического центра при СБУ, что само по себе беспрецедентно и антиконституционно». По словам депутатов, в момент внесения законопроекта в парламент эта статья звучала иначе: границы зоны с особым статусом должна была определять Верховная Рада.
Тем временем в парламенте разгорается скандал относительно нарушения процедуры голосования за упомянутые законы. Председатель Верховной Рады Александр Турчинов считает, что нарушений не было, но обратился в Генпрокуратуру и Службу безопасности с запросом о проверке соблюдения законности при голосовании. А группа депутатов внесла свой законопроект об отмене действия президентских законов.
В Киеве отмечают, что вся ситуация в значительной степени связана с подготовкой к выборам в Верховную Раду: все политики стремятся заручиться поддержкой избирателей. Одни делают ставку на желание людей восстановить мир в государстве. Другие обращают внимание, что украинцы не готовы заплатить за мир любую цену и требуют от власти объяснений, за что же погибли сотни людей, если можно было еще в начале лета договориться с ЛНР и ДНР. А если договориться нельзя, зачем принимается закон об особом статусе?
Политолог Виталий Бала предполагает, что команда Порошенко втянулась в переговоры, промежуточным итогом которых стали Минские соглашения, чтобы только не сорвать парламентские выборы. По его мнению, в Киеве не верят в то, что ЛНР и ДНР откажутся от своих лозунгов о независимости, а Россия потеряет интерес к так называемой зоне Новороссии. И не верят в устойчивое перемирие, а только тянут время до 26 октября.
На заседании правительства в минувшую среду Арсений Яценюк потребовал от руководителей силового блока быть в полной боеготовности. «Россия точно не собирается подарить нам мир и стабильность», – считает он.
Военные утверждают, что бои на востоке продолжаются, хотя их интенсивность снизилась. «Никто не знает, как долго продлится это перемирие. Украина должна была пойти на это, поскольку военная, экономическая, политическая ситуация в стране после российского вторжения не оставили нам другого выбора. Но передышку крайне важно использовать для укрепления обороноспособности. И в этом наш партнер – США», – сказал «НГ» политолог Игорь Семиволос.
В ходе официального визита в США президента Петра Порошенко в американский Сенат был внесен проект закона о помощи Украине в восстановлении суверенитета и территориальной целостности. Документ предполагает поставки Украине в 2015 году оружия и военного снаряжения на 350 млн долл. Впрочем, в Киеве отмечают, что такие инициативы могут быть связаны с предвыборной кампанией в США. И вовсе не обязательно воплотятся в жизнь.
Киев