Глава ЛНР Игорь Плотницкий продолжает отстаивать курс на независимость. Фото ИТАР-ТАСС
Провозглашенное с 5 сентября перемирие в Донбассе не решило проблемы. Особый статус самопровозглашенных ЛНР и ДНР, о котором контактная группа по урегулированию договорилась в четверг, означает лишь обязательство Украины принять закон «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Это укладывается в анонсированную ранее Киевом концепцию децентрализации власти. Но не удовлетворяет требования лидеров самопровозглашенных республик о независимости.
Протокол по итогам заседания контактной группы в Минске два дня оставался тайной. Было известно, что все участники – посол Михаил Зурабов от РФ, представитель Украины Леонид Кучма, спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини, а также Игорь Плотницкий в качестве лидера ЛНР и Александр Захарченко от ДНР – договорились о двустороннем прекращении огня, обмене военнопленными, мерах по предотвращению гуманитарной катастрофы. Но ни одна из сторон не решалась заявить, какие политические договоренности были положены в основу подписанного Протокола.
Документ был обнародован ОБСЕ только поздно вечером в субботу. Принципиально важный третий пункт сформулирован так: «Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В соответствии с этим законом, как гласит девятый пункт Протокола, должны быть проведены досрочные выборы в Донбассе.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко пояснил «НГ», что принятое в Минске соглашение не заставило украинскую власть выйти за рамки анонсированной ранее децентрализации. Ни о федерализации, ни о признании независимости самопровозглашенных ЛНР и ДНР речь не идет. В документе нет таких понятий, а возле имен Захарченко и Плотницкого, подписавших Протокол встречи, не указаны их должности, хотя они позиционируют себя как премьер-министры ДНР и ЛНР.
По мнению Бондаренко, украинская власть не согласится на раздел земель: «Могут, как и обещали ранее, предоставить региону экономическую, бюджетную, гуманитарную автономию. Но о самостоятельной внешней политике речи быть не может: подобное не предусмотрено даже рамками федеративного или конфедеративного устройства».
Такие договоренности, судя по всему, устраивают лидеров самопровозглашенных республик только как временное, промежуточное решение. Вчера в комментарии агентству РИА Новости Игорь Плотницкий сказал, что «особый статус», о котором договорились в Минске, не означает отказа от курса на независимость. Он подчеркнул, что ЛНР и ДНР готовы к диалогу с Украиной: «Но он должен быть равноправным и содержательным».
Лидер ЛНР намекнул, что минское соглашение – решение временное. Он сказал: «Мы понимаем, что ради восстановления мира и безопасности, экономических и социальных связей мы можем и должны идти на компромиссы, а там, где нужно, максимально сближаться с украинским обществом».
В то же время Захарченко и Плотницкий обратились к ОБСЕ с призывом согласовать их предложения по Донбассу и обеспечить контроль за соблюдением перемирия на юго-востоке Украины. «Считаем крайне важным добиться прекращения кровопролития и предотвращения гуманитарной катастрофы в юго-восточных регионах. В этой связи надеемся на скорейшее согласование предложенных ДНР и ЛНР первоочередных мер, направленных на реализацию минских договоренностей», – сказано в обращении.
Как сообщили журналисты, работающие в зоне антитеррористической операции, ополченцы еще 5 сентября, сразу после введения в действие решения о прекращении огня, заблаговременно назначили на 9 сентября пресс-конференцию на тему нарушения перемирия украинской стороной. Об этом сообщил в соцсети журналист Би-би-си Дэниел Сэндфорд, который обнародовал полученное им приглашение от имени Народного фронта Новороссии. Пресс-конференция состоится в пресс-центре информагентства «Национальной службы новостей» в Донецке и будет называться: «От перемирия – к газовому соглашению ДНР с Россией». В перечне готовящихся к обсуждению тем значатся: «Почему не выполняется приказ Порошенко о прекращении огня армией Украины» и «Сводки с фронта». Судя по этой тематике, Киев и самопровозглашенные республики не пришли к единому мнению о будущем Донбасса.
В Мариуполе вчера стреляли. Фото Reuters |
Политолог Константин Бондаренко считает, что украинская сторона вынуждена была пойти на перемирие, поскольку в Киеве убедились, что военной силой разрешить ситуацию не в состоянии. «Но переговоры о статусе и полномочиях ДНР и ЛНР могут длиться годами. Это подвешенный вопрос. Стороны не пошли на уступки друг другу, каждая настаивает на своем», – сказал он.
Один из военных экспертов сказал «НГ», что подписанный в Минске договор ничего не стоит: «Пункт 10 обязывает «вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины». Кто это должен сделать? Россия своей причастности к конфликту не признает. Лидеры самопровозглашенных республик тоже разводят руками: какие, мол, боевики, террористы, наемники? С их точки зрения, это – ополченцы, воюющие за независимость. И не на территории Украины, как они считают, ведь они Донбасс украинской территорией не признают. Никто не воюет – некого выводить. В субботу Порошенко с Путиным по телефону решили, что режим прекращения огня в основном выдерживается. В это время были обстреляны позиции украинских сил вблизи Станицы Луганской, населенных пунктов Золотое, Дебальцево, Донецкое, Авдеевка, Некишино, Лебединское, Широкино. Была предпринята попытка наступления на Мариуполь. Сепаратисты снова не дали Международному комитету Красного Креста доставить в Луганск помощь: гуманитарные коридоры, как и раньше, обстреливаются из артиллерии. Похоже, Порошенко пошел на поводу у Путина и теперь вынужден соглашаться, что ничего не происходит – режим прекращения огня не нарушается».
Источник «НГ» указал еще на один пункт плана, выполнить который невозможно, поскольку стороны по-разному оценивают ситуацию: «Мониторинг ситуации на границе. Кто и с кем должен проводить этот мониторинг: Украина и Россия или Украина и непризнанные ею силы ЛНР и ДНР? Или, может быть, ситуацию должны контролировать Россия и, например, Народный фронт Новороссии? Если статус ЛНР и ДНР не определен, то каждый может понимать его по-разному. И каждый по-своему проводит границы. Как в таком случае соблюдать режим прекращения огня? Тут надо сказать четко: если украинская власть признает Донбасс территорией Украины, то обязана за него бороться. Если нет – так объявляйте, что часть территории мы потеряли».
В Киеве все чаще сравнивают Донбасс с Приднестровьем, а подписанный в Минске протокол – с «планом Козака». Эксперты отмечают, что цель авторов сценария может заключаться в том, чтобы сохранить неопределенность ситуации в Донбассе.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский сказал в интервью изданию «Главред»: «Можно себе представить: заморозили конфликт, согласились на прекращение огня (конечно, временное), более или менее пришли в себя. А потом с территории этого региона начинается обстрел наших Харьковской и Днепропетровской областей… Ситуация превращается даже не в Приднестровье, а в Палестину, вынуждая нас пребывать в постоянном состоянии войны». Сунгуровский считает, что причина такой ситуации в подмене понятий и целей, в принятии лжи: «Прежде чем лечить болезнь, давайте поставим диагноз. Было нарушение международного права по Крыму или нет? Виновен в этом Путин или не виновен? Была агрессия или не была?»
На прошлой неделе ОБСЕ, наблюдатели которой находятся в отдельных пунктах на украино-российской границе, признала факты обстрела Украины с территории РФ, но не указала, кто стреляет. Генеральный секретарь организации Amnesty International Салил Шетти, посетивший Киев накануне выходных, заявил: «Спутниковые снимки, факты задержания российских военных подразделений на территории Украины и свидетельства очевидцев перемещения российских вооруженных отрядов и военной техники через границу не оставляют сомнений в том, что теперь это международный конфликт». И указал виновных: «Доказательства, которыми мы владеем, указывают на то, что Россия разжигает конфликт путем прямого вмешательства, а также путем поддержки сепаратистов на востоке Украины. Россия должна остановить бесперебойный поток вооружения и другую помощь сепаратистам, поскольку именно они прибегают к тяжелым нарушениям прав человека в регионе».
Такое же мнение выражено и в заявлении по итогам саммита НАТО: «Мы, главы государств и совет комиссии НАТО–Украина, едины в своей поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее границ, признанных мировым сообществом. Мы сурово осуждаем нелегальную, нелегитимную, самовольную аннексию Крыма Россией и отчаянные попытки РФ дестабилизировать Восточную Украину в нарушение норм международного права. Мы призываем Россию отказаться от аннексии, которую мы не признаем и никогда не признавали. Россия должна прекратить поддерживать боевиков на востоке Украины, отозвать своих солдат и пресечь военную активность возле украинской границы».
Как сообщили источники в украинской делегации, отдельные члены НАТО готовы оказать Украине помощь, в том числе поставками оружия и техники. Но когда и как будет осуществлена эта помощь, зависит от итогов встречи президентов Порошенко и Обамы: 18 сентября украинский лидер посетит США с официальным визитом.
Киев