Колонна с гуманитарным грузом на марше. Фото Reuters
Сегодня Украина отправит в зону антитеррористической операции свой гуманитарный груз. За время конфликта в Донецкую и Луганскую области было поставлено 270 тонн помощи, сообщил премьер Арсений Яценюк. Уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации на востоке Ирина Геращенко уточнила, что и прежде, и сегодня Киев организовывает поставки помощи через структуры Международного комитета Красного Креста (МККК). Того же украинская сторона требует от России.
Тема доставки в Украину российской гуманитарной помощи вчера вылилась в ряд закулисных скандалов. В Киеве делали противоречивые заявления о том, нужна или не нужна эта помощь жителям Луганской и Донецкой областей. А также спорили о том, станет ли российская инициатива первым шагом к началу урегулирования ситуации на востоке Украины и нормализации украино-российских отношений. Или уже сегодня обернется полномасштабными военными действиями.
Несколькими днями ранее в Киеве с подозрением отнеслись к заявлению российской стороны о «гуманитарном конвое». Ведь МИД Украины заявил о недопустимости военного сопровождения груза на украинской территории. И отметил, что такая попытка будет расценена как военная агрессия. Президент Петр Порошенко заручился поддержкой руководства США и Германии в этом вопросе.
Замглавы администрации президента Валерий Чалый заверил, что слово «конвой» в российском заявлении не означало военного сопровождения груза по украинской территории.
Он сказал, что на украино-российской границе гуманитарная помощь поступит в распоряжение Красного Креста: «Мы не вмешиваемся. Они знают свою работу».
Во вторник, когда колонна из 280 грузовиков отправилась из подмосковного Наро-Фоминска в направлении Воронежа, представитель Международного комитета Красного Креста Андре Артур Лерш сказал СМИ, что в МККК не понимают, что происходит, поскольку организация не давала отмашку к отправке. Он отметил, что в тот же день российская сторона информировала представительство организации в Киеве об отправке груза, а офис в Женеве – о том, что перевозится в машинах. Однако точной описи и всех необходимых сертификатов МККК не получил, согласование не проводилось.
Накануне второй президент Украины Леонид Кучма, которому Петр Порошенко делегировал полномочия украинской стороны в составе контактной группы по урегулированию, сказал журналистам, что решение о доставке гуманитарной помощи принималось именно контактной группой. Кроме постоянных участников – Украины, России, ОБСЕ – к переговорам подключились представители самопровозглашенной ДНР. Лидеры самопровозглашенной ЛНР, по словам Кучмы, от консультаций отказались: «Наверное, они не заинтересованы в получении этой помощи». Между тем было объявлено, что гуманитарный груз направится именно в Луганск, где ситуация значительно тяжелее, чем в Донецке.
Арсений Яценюк считает, что Украина
сама способна обеспечить своих граждан. Фото Reuters |
Кучма во вторник сообщил: «На заседании контактной группы в понедельник было решено, что гуманитарная помощь пройдет через Харьковскую область (через пограничный пункт пропуска «Шебекино-Плетневка» на границе Белгородской и Харьковской областей. – «НГ»). Маршрут до Луганска тоже определен». К вечеру того же дня один из уполномоченных украинских чиновников неофициально сказал «НГ», что Киев настаивает, чтобы все товары на границе были после тщательного досмотра перегружены в автомобили, которые специально для этого арендует Красный Крест. Но поскольку не были выдержаны все требуемые процедуры об отправке груза, в международной организации не комментировали вопрос о том, располагает ли Красный Крест транспортом для доставки.
Глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что ранее украинская сторона настаивала на перегрузке, но во вторник согласилась применить другую схему: поменять на автомобилях российские номерные знаки на украинские. Вчера глава МВД Украины Арсен Аваков опроверг такую договоренность.
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак не мог подтвердить или опровергнуть информацию о так называемой дублирующей колонне грузовиков, перекрашенных в белый цвет. Но сказал, что в любом случае риски возросли: «Нет четких договоренностей о том, на каких автомобилях нужно перевозить гуманитарный груз. Может сложиться ситуация, когда украинская сторона воспримет российскую попытку проехать по украинской территории как несанкционированное вторжение. Со всеми вытекающими последствиями». Эксперт выразил сомнение в возможности неких тайных договоренностей, достигнутых с Россией на уровне администрации президента Украины, о которых могло бы не знать украинское правительство. Он сказал, что украинская власть ни на каком уровне не заинтересована в том, чтобы дистанцировать международные организации. Тем более что речь идет о репутации Международного комитета Красного Креста.
Бадрак обратил внимание, что украинская сторона опасается и прямых провокаций. В Киеве допускают вероятность того, что в процессе таможенного досмотра будет отказано в поставке на украинскую территорию части груза – по причине несоответствия требованиям украинского законодательства. В России эту ситуацию могут расценить как отказ принять помощь для жителей Луганска и Донецка. «Есть и такая угроза, как обстрел боевиками машин с российской гуманитарной помощью, – с целью обвинить в этой провокации украинских участников антитеррористической операции», – сказал Бадрак.
Один из украинских чиновников, попросивший не называть его имени, сказал, что Киев опасается «получить под видом помощи троянского коня». Он пояснил: «По-дружески и по-человечески помогают иначе. А сейчас – берут нахрапом. Как бы этот «гуманитарный конвой» не стал поводом для ввода российских войск – под видом миротворцев. Мы к этому готовимся на всякий случай».
На состоявшемся в среду заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина способна самостоятельно обеспечить своих граждан необходимой гуманитарной помощью. Он назвал российскую позицию циничной: «Сначала они поставляют танки, «Грады», террористов, бандитов, которые расстреливают украинцев. А потом они поставляют воду и соль. Лучше бы эти 300 «КамАЗов» отправили пустыми – и забрали своих бандитов. Тогда не нужна будет и гуманитарная помощь».
Эксперт Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач признал, что в Киеве видят много угроз, но отметил, что развитие ситуации будет зависеть от того, как пройдет прием груза на границе. «Не проблема, что таможенный досмотр, оформление, проверка сертификатов и т.п. проходили не в Москве и не в Наро-Фоминске. Даже лучше, если это будет сделано на границе: исчезнут подозрения, что по пути в машины «положили что-то еще». Важно, чтобы на границе украинские таможенники, пограничники и представители Красного Креста получили полный доступ к грузу и сопровождающим документам. И чтобы гуманитарную помощь доставлял и распределял Красный Крест, без каких-либо конвоев. Эта организация придерживается нейтралитета, а поэтому без охраны и оружия доставляет помощь в любую точку мира. В этом смысле важно, чтобы российская сторона оказала влияние на боевиков, чтобы те признали права Красного Креста и допустили сотрудников организации в находящиеся в бедственном положении Луганск и Донецк. Замечу, ситуация, сложившаяся в этих городах, пока еще не гуманитарная катастрофа, но уже бедствие».
Горбач считает, что, если доставка груза обойдется без эксцессов, это станет первым шагом к налаживанию отношений Москвы с Киевом. «Это первый прямой контакт после череды обмена гневными заявлениями и разных телефонных переговоров. Этот контакт, если все завершится благополучно, повысит уровень доверия к России в Украине и во всем мире. И позволит украинской и российской власти сесть за стол переговоров, чтобы обсуждать урегулирование ситуации на востоке и нормализацию украино-российских отношений после войны. Противостояние сразу не прекратится. Но первый шаг к миру будет сделан», – уверен Горбач.
Киев