Силовикам в этой драке досталось от майдановцев. Фото Reuters
Противостояние на майдане Независимости и Крещатике вчера возобновилось. Снова пылали автопокрышки и палатки, летели «коктейли Молотова» и брусчатка, взрывались петарды, возводились новые баррикады. Милиция и спецбатальон территориальной обороны «Киев-1», прикрывавшие работу коммунальщиков, не применяли ни дубинки, ни оружие. Противостоящие им несколько сотен нынешних обитателей палаток на майдане изо всех сил пытались копировать зимние события. Но на сей раз киевляне были на стороне власти.
Бои в центре Киева начались утром, когда собранные со всего города сотрудники коммунальных служб явились наводить порядок. Но попытка разобрать часть баррикад и убрать помойки вокруг майдана – на улицах Михайловская, Институтская, Грушевского – натолкнулась на яростное сопротивление обосновавшихся в палатках людей.
Как писала «НГ», те, кто выступил против произвола власти зимой, давно разошлись с майдана. Большинство людей вернулись домой. Те, кто называл себя силами самообороны, отправились в составе добровольческих батальонов в Донецкую и Луганскую области. Руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, социолог Ирина Бекешкина сказала «НГ»: «Еще в мае на майдане оставались примерно 3 тыс. человек, которые считали своим долгом не расходиться, пока не будет избран новый президент. После выборов в палатках остались 400–800 человек. Мы проводили опрос среди них и выяснили, что этим людям просто некуда идти. Некоторые где-то работают, но возвращаются ночевать в палатки. Для других бизнесом стало собирание денег с туристов. Третьи зарабатывают участием в каких-то акциях на майдане».
Эксперт отметила, что новый мэр Киева Виталий Кличко, избранный одновременно с президентом Украины, попытался договориться с обитателями майдана мирно: «Им предлагали переселиться в другое место. Но, видимо, предложение не соответствовало их запросам».
Команда Кличко действительно пару месяцев вела переговоры с людьми, которые живут в палатках. Однако договориться не смогла, а выселять силой не решилась. В конце июля киевская прокуратура возбудила уголовное производство против должностных лиц столичной милиции и городской администрации, подозревая их в служебной халатности. Основанием для расследования стал тот факт, что чиновники и милиция не приняли всех необходимых мер для обеспечения правопорядка и разблокирования улиц в центре города.
С тех пор ситуация, связанная с майданом, резко ухудшилась. На Крещатике возникали драки (иногда с перестрелками), связанные с выяснением отношений между жителями палаток. В городе участились нападения людей, называющих себя самообороной майдана, на объекты, не имеющие к майдану никакого отношения. В начале текущей недели несколько десятков молодчиков попытались захватить ресторан, а в ночь на четверг напали на амбулаторию семейной медицины. «Какие-то рэкетиры, маргиналы со всего бывшего СССР, а также люди, которые, вероятно, получают деньги от спецслужб враждебно настроенного против нас государства. Вот нынешние майдановцы», – уверен политолог Игорь Жданов. Он отметил, что вчера милиция обнаружила в палатках оружие и боевые гранаты, а зимой у участников акций протеста ничего подобного не было.
Недовольство киевлян растет. Многие возмущены тем, что центр города превратился в свалку, другие считают кощунством происходящее на месте гибели более сотни людей в ходе зимнего противостояния. Между тем проблема становится все более острой. Во-первых, в Киеве с конца июля установилась жаркая погода, что превращает майдан в опасное место по санитарно-гигиеническим показателям. Во-вторых, на 24 августа – День независимости Украины – в центре города запланирован военный парад, провести который было бы невозможно. Все это, видимо, побудило киевскую власть пойти на решительные меры.
Игорь Жданов отметил: «Это нужно было делать гораздо раньше, сразу после выборов. Ну, хорошо, решились хоть сейчас. Не сомневаюсь, что некоторые внешние силы раздуют из нынешних событий на майдане катастрофу вселенского масштаба. Конечно, используют ситуацию в информационной войне. И воспользуются случаем, чтобы обвинить украинскую власть: мол, сами стояли на майдане, а теперь уничтожили его за ненадобностью. Но нужно понимать: сегодняшний майдан – совершенно иное общественное явление, нежели майдан в период революции достоинства. Это совсем другие люди. И цели у них другие».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ»: «Нужно задать простой вопрос: что делают сейчас люди на майдане, от кого они защищаются баррикадами? Они говорят, что контролируют власть. Но на самом деле это делают те общественные организации и новые партии, которые зародились на майдане и создали мощные социальные связи, не зависящие от места проживания. Говорят, что готовятся к мобилизации на случай военной агрессии. Так пусть идут в военкомат и записываются добровольцами. Нужно признать, что палатки на майдане свою функцию выполнили, а те, кто там остается, просто прикрываются майданом».
Арсений Яценюк обещает населению провести
те реформы, которых оно добивалось. Фото Reuters |
Вчера днем сотрудники коммунальных служб вынуждены были бросить технику и отступить. На пару часов – впервые с момента завершения зимних боев – был закрыт вход на станцию метро «Майдан Независимости».
Пожарные погасили автопокрышки, но вынуждены были вступить в переговоры, чтобы так называемые майдановцы пропустили технику. Несколько правоохранителей получили ранения и были госпитализированы. В момент сдачи номера в печать милиция проводила совещание о дальнейших действиях. В то же время, как стало известно «НГ», в центральных районах Киева были задержаны машины, перевозившие взрывчатку. Были перекрыты несколько улиц. Один источник предположил, что опасный груз пытались увезти с майдана, чтобы спрятать. Другой сказал, что задержали диверсантов, которые к майдану прямого отношения не имели, но под шумок событий собирались совершить теракты в украинской столице. Милиция официально никаких комментариев не давала.
Днем стало известно об очередной волне телефонного терроризма: в милицию поступили анонимные сообщения о минировании станции метро «Петровка» и нескольких крупных торговых центров, расположенных в разных районах Киева.
Вчера президент подписал прошение об отставке секретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Андрея Парубия, который был одним из представителей зимнего майдана в органах власти. Парубий подал в отставку несколько дней назад, но, получив ее, отказался от комментариев о ее причинах. Эксперты спорили о кандидатуре преемника, но выражали единство взглядов, что на этой должности в сложившихся обстоятельствах должен работать высокопрофессиональный человек. Вероятно, сегодня станет известно, кого предложит назначить новым секретарем президент Петр Порошенко, который по должности возглавляет СНБО.
Многие в Киеве обращали внимание, что ситуация резко обострилась после того, как премьер Арсений Яценюк во вторник объявил о проведении тех реформ, которых требовал майдан. Новая власть долго тянула с их проведением, чем вызвала недовольство общества. «У людей не было ощущения, что власть их услышала и собирается сменить ту систему, которая была создана командой Виктора Януковича. Последнее заседание правительства дало старт реформам. Наконец публично заявлено: готовится уменьшение количества налогов более чем в два раза; расформирование многочисленных силовых структур, контролировавших бизнес; запрет на постоянные проверки предпринимателей; резкое сокращение числа государственных чиновников; реформа правоохранительной системы. Кроме того, в Верховной Раде готовы рассмотреть законопроект о люстрации, позволяющий избавиться от коррупционеров и преступников. Это еще не все, но уже начало перемен», – считает политолог Таран.
Социолог Бекешкина сказала «НГ», что украинцы поддерживают не идею реформ как таковых, а мечту о лучшей жизни. «Опрос о приоритетах показал, что на первое место люди по всей Украине ставят антикоррупционную политику (17% граждан надеялись, что новая власть до конца года успеет провести люстрацию). Дальше идут социальные вопросы: медицина, образование, пенсионное обеспечение и т.п. Административная реформа, например, далеко не на первом плане ожиданий», – сказала она. Эксперт считает, что резкое снижение уровня жизни граждан, рост безработицы (особенно в сочетании с несправедливостью, выраженной в том, что так называемые схемы Януковича не были разрушены) могли бы со временем вывести людей на улицы и спровоцировать новый майдан. «Но общество многое прощает власти, учитывая, что страна находится фактически в состоянии войны. Агрессия приводит к консолидации общества, люди готовы забыть о своих проблемах», – сказала она.
Киев